Архивы КГБ: Как иеговисты полвека назад мозолили глаза советской спецслужбе в Крыму

Так же, как сейчас на России, преследовали иеговистов и в СССР: больше всего спецслужбу страны, которая "хотела мира во всем мире", беспокоил пацифизм последователей этого религиозного течения
 

Архивы КГБ: Как иеговисты полвека назад…

Вместе с работой против протестантских религиозных групп, крымские "чекисты" в конце 1950-х годов обратили пристальное внимание и на местных иеговистов, в частности в Феодосии, Джанкое, Ялте. Коммунистов и их спецслужбы больше всего возмущала пацифистская настроенность верующих. Так, под "колпаком" КГБ оказались 30-летние зубной техник из Феодосии Вадим Владиславский и его жена Нина. В августе 1957 года на них было заведено агентурное дело "Вербовщики".

Основанием послужили агентурные и официальные материалы, которые свидетельствовали, что Владиславский конце 1956 года прибыл в Феодосию из города Тайшет Иркутской области (Россия) и проводит организационную деятельность по созданию "иеговистского подполья" на территории тогдашней Крымской области.

Такой себе агент "Ростовцев" 23 марта 1957 года сообщил своему "чекистскому" куратору, что случайно встретился с Владиславским, с которым до 1948 года служил в Советской армии. Агент сообщил о том, что Владиславский рассказывал о своих религиозных убеждениях и склонял вступить "в секту". При этом говорил, что в смысле веры Феодосия является настоящей целиной, где можно работать. Также иеговист поделился с "Ростовцевым" информацией, что, живя в "Доме колхозника", пытался "разведать" взгляды соседа по номеру - подполковника Советской армии. Подполковник был агентом Особого отдела, но Владиславский, естественно, этого не знал.

Иеговист также рассказал "Ростовцеву", что, в случае присоединения к религиозному течению, коммунисты и военные должны отказаться от партийной деятельности и оружия. "Если член партии познает истину, то должен будет отказаться от партии и от работы на государственной должности, поскольку там, по его словам, делают несправедливости, а военнослужащие должны отказаться от оружия", - поведал "Ростовцев" условия куратору.

Еще один агент, который следил за иеговистом, – такой себе "Щербаков" – незадолго до этого рассказывал, что в конце февраля Владиславский посетил собрание пятидесятников, где призвал последних переходить к иеговистам. Подтверждение этому содержалось также в письме Владиславского к иеговисту Ивану Товстогану, который жил в Одесской области. "Мы объяснили, как могли, как знали, но обещали объяснить точно, с доказательствами. С сектами не легче работать, чем с мирянами, одинаково твердолобые, есть и хорошие, и есть которые только слушателями остаются", - писал, в частности, Владиславский.

Продолжая перлюстрационный контроль, то есть копаясь в переписке зубного техника-иеговиста, в КГБ узнали, что тот переписывается с руководителями иеговистского движения, которые проживали в разных местностях Советского союза. В письмах использовался шифр, а отправлялись они без обратного адреса, или же этот адрес был вымышленным. Именно из этих писем "чекисты" узнали кое-что о деятельности феодосийских иеговистов. В частности, ими было проведено 500 часов занятий и 92 беседы. Сама же группа насчитывала 15 человек, которые собрали на нужды служения 830 рублей.

"Отрабатывали" в КГБ не только Владиславского, а и его жену, за которой, в частности, шпионила агент "Петрова". Агент пересказала разговор с Ниной Владиславской, который имел место 27 марта 1957 года. Владиславская разговаривала с "Петровой" относительно смысла Библии. Говорила, в частности, что "когда протрублят мир и безопасность, то в этот момент будет уничтожен народ, который поклоняется зверю 666". А, прогуливаясь с "Петровой" по проспекту имени Ленина, Нина, показывая на памятник Ленину, сказала: "смотри, вот стоит зверь 666".

В КГБ также установили, что Владиславские поддерживают связи с иеговистами из Джанкоя и Ялты. Иеговисты-ялтинцы Запичковский и Якубенко собирались переехать жить в Феодосию.

За супругами-иеговистами Владиславскими в дальнейшем "закрепили" агентов "Петрову" и "Ростовцева" а также готовились ввести в разработку "Чайку" и "Куршина".

Подобная работа против иеговистов продолжалась и в Джанкое. Тут "чекисты" еще с 1955 года "опекали" руководителя местного отделения, иеговиста Терентия Минко. Ранее мужчина отбыл наказание по приговору Военного трибунала 387-й дивизии с 1944 года - 10 лет лагерей. Поселившись в Джанкое, Минко вел активную агитационную религиозную работу, а также распространял антисоветчину – об этом сообщала агент "Херсонская", которая шпионила за иеговистом. Антисоветские взгляды Минко касались вопросов религии и отношения к армии.

Дополнительно активизировался Минко во время подготовки к выборам в Верховный Совет СССР по Джанкойскому району, которые состоялись 23 декабря 1956 года. Накануне иеговист призвал верующих не принимать участия в голосовании. С аналогичными призывами обращался он к окружению и во время подготовки к выборам в местные советы.

На этом у крымского КГБ лопнуло терпение: в марте 1957 года Терентий Минко был арестован. На момент ареста своего руководителя джанкойская группа иеговистов насчитывала 25 человек. Отработка феодосийских "иеговистов" продолжалась.

Читайте также:

Как крымские "чекисты" дискредитировали "неканонического" священника;

Как татары мешали советскому руководству наслаждаться "отжатым" Крымом.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme