Праведники Голодомора: Что известно о запорожцах, которые спасали земляков от смерти

Словосочетание "Праведники Голодомора" украинцы начали использовать недавно. Его происхождение более чем прозрачное, потому что в истории всегда рядом с палачами и их жертвами есть и герои

Олеся Неделина
Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Праведники Голодомора: Что известно о за…

Небольшое село Новгородковка (ранее Чехоград, ведь в XIX веке было основано чешскими переселенцами) расположено в Мелитопольском районе Запорожской области. Именно по нему, вместе с другими степными районами края, сильнее всего прошли сокрушительным катком три украинских голодомора, в частности самый страшный – 1932-1933 годов. "Запорожцы, жившие у Днепровских плавней или в приморских районах, могли еще как-то себя прокормить, тот самый бердянский бычок-кормилец спас множество жизней. В степных районах было гораздо хуже и страшнее", - рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель Запорожского национального университета Сергей Биливненко.

На протяжении нескольких десятилетий в Новгородковке из уст в уста передавали историю о том, что якобы жителям села удалось спастись от голода 1932-1933 годов. Эта легенда существует в нескольких версиях: кто-то пересказывал, что спаслись все, кто до сих пор говорит, что смертность была намного меньше, чем в окрестных селах. Как и все легенды, особенно рожденные при тоталитарных режимах, когда правду невозможно узнать и нельзя пересказать, эта имеет под собой реальную почву.

Уже точно известно, что спаслись от голода далеко не все новгородковцы, страшные зима и весна 1933-го забрали здесь по меньшей мере сорок жизней. Как рассказывает местный депутат и директор Новгородковского дома культуры Андрей Чубарь, среди погибших были как старые, так и трудоспособные люди, гибли и младенцы. Живых очевидцев тех событий в селе уже давно не осталось. Однако некоторые жители знают фамилии тех, кто пытался тогда спасать крестьян. "Бабушки боялись рассказывать, крайне скудными были показания, но кое-что сохранилось. То руководство, которое должно было изымать урожай, его раздавало, поэтому голод в деревне был меньшим, чем в среднем по округе. В частности, председатель колхоза Ваврин часть урожая раздавал. За это был репрессирован, сослан в Сибирь, дальнейшая его судьба неизвестна", - рассказывает Чубарь.

Один из инициаторов установки в Новгородковке памятного знака и жертвам, и Праведникам Голодомора Андрей Чубарь

В настоящее время установлены имена пятерых новгородковцев, которым село обязано спасением во время Голодомора. Все они – члены артели "Прукопник": ее председатель Ф.Ваврин, член правления Кубишта, завхоз Ф. Сербин, кладовщик Я. Тонишевский, секретарь Б. Олучник. Они действительно раздавали землякам зерно. Но уже в декабре 1932 года были арестованы ОГПУ и осуждены на длительные сроки ссылки.

Не трудно заметить, что новгородковские Праведники Голодомора не были рядовыми крестьянами. Спасая земляков от голодной смерти, они поставили на карту благополучие своих семей, карьеры, собственную жизнь. В Новгородковке их подвиг воспринимается как уникальное явление. Но на самом деле смельчаки, причем прежде всего из числа представителей сельской власти, которые пытались спасать земляков, были чуть ли не в каждом запорожском селе. Это могли быть руководители колхозов, активисты, которым было поручено отбирать зерно, - "красная метла", как их тогда называли. Кое-где закрыть глаза на прикорм крестьян могли даже отдельные представители ОГПУ.

"Пример Чехограда показывает, что таких людей было по несколько на каждый населенный пункт... В соседнем Ореховском районе люди тоже получали продовольствие от руководителей колхоза, а потом этих руководителей судили как вредителей", - комментирует Биливненко.

Историк отмечает, что даже по тогдашним законам прикормка крестьян не была преступлением. Зерно людям раздавали по утвержденной процедуре. Можно было написать заявление на его получение, мотивируя тяжелым материальным положением и угрозой голодной смерти – вполне официальная формулировка. "В большинстве случаев нуждающимся отказывали, но если у правителя было чуткое сердце, то выписывали пять или десять килограммов зерна в счет трудодней", – говорит Биливненко.

Кандидат исторических наук, преподаватель Запорожского национального университета Сергей Биливненко

Выяснить, что в селе раздают зерно, было не трудно – прежде всего, из той же отчетности. Кроме того, на тех, кто это делал, банально доносили местные активисты, прибывшие из города "на поддержку коллективизации" рабочие, другие крестьяне из личной неприязни или из желания получить должность. ОГПУ обвиняло служащих, раздающих зерно, во вредительстве, измене родине, срыве коллективизации и индустриализации, ведь теми якобы "излишками" зерна, которые изымали в селе, должны были кормить рабочих, в частности, днепростроевцев.

Биливенко считает, что, между прочим, Голодомор позволил карательным органам выявить нелояльных или не совсем лояльных к советской власти руководителей и провести соответствующую "зачистку". Разве можно было доверять людям, которые поставили интересы своих земляков выше интересов страны? Главное обвинение, которое выдвигали колхозным служащим, – что они раздают зерно семенного фонда. Но это был единственный запас, хранившийся в колхозе, поскольку на запорожских железнодорожных станциях – например, в Пологах или Гуляйполе – все было забито зерном, которое охраняли красноармейцы.

Колхозников, которые решились кормить земляков, судили, наказывали и клеймили в местных газетах. Но, несмотря на уголовные дела, позор, замалчивание трагедии Голодомора, благодарная человеческая память и сегодня сохранила фамилии тех, кто пошел против искусственного голода. С 2000 года исторический факультет ЗНУ собирает устную историю края, в села выезжают экспедиции из преподавателей, студентов, даже волонтеров, которые записывают воспоминания местных жителей. Много материала собрано о Голодоморах. "Везде люди вспоминали о тех, кто их спасал. В большинстве случаев имен не называли, но помнили и называли фамилии", – говорит историк.

В Новгородковке память про своих Праведников запечатлели в камне – к 85-годовщине Голодомора здесь установили памятный знак, посвященный и жертвам голода, и тем, кто пытался спасать крестьян. Хотя в селе не осталось тех, кто пережил геноцид 1932-1933 годов, здесь еще живут свидетели голода 1946-1947 годов. Историки до сих пор спорят о причинах той трагедии, не все считают, созданной искусственно, как предыдущую, но многие сходятся в том, что возможности спасти людей у советской власти тогда были. Очевидцы тех событий вспоминают их с ужасом. Как, например, новгородковец Степан Козинский, которому в 1946-м исполнилось 11 лет.

Свидетель голода 1946-1947 годов новгородковец Степан Козинский

"Помню, со школы шел, уже был 1947-й, снег таял, это было в день Красной армии. Брат был болен, мать опухла. Корову держали, корова давала лишь полтора литра молока, сено-солому воровал в соседнем колхозе. Водичка уже начала течь, я заглянул в дом: все вроде живы. Взял два ведра и пошел в балку охотиться, заливал воду в норы, там водичка у нас талая по балке текла. Утопил 11 сусликов. Принес домой, разделал, трех поставил варить, а как пошел запах мяса, сразу мать и брат начали шевелиться, а я уже думал, что может и неживые они. Ничего больше не было, соли не было, ничего. Съели мы сусликов, а утром я снова сварил трех, съели по суслику и я пошел в школу. Так и было, то 11 топил, то пять, потом то одного, то двух, а уже потом воды не стало, но эти суслики нас спасли. Ели еще траву, щирица у нас вокруг росла, пироги из нее делали, просто варили. Знаю, что умирали с голоду, ели мясо лошадей, погибших от сапа (смертельно опасная болезнь, передаваемая людям, – Ред.). Их в яму на окраине сбрасывали, заливали карболкой, она вонючая, охрану ставили. Только люди, несмотря на карболку и охрану, выкапывали тех лошадей и ели", - вспоминает крестьянин, несколько раз останавливаясь из-за слез.

По информации историков ЗНУ, во время голода 1946-1947-го тоже были люди, пытавшиеся спасти односельчан. Однако того мощного движения молчаливого сопротивления массовому убийству украинцев голодом, который одновременно возник в десятках населенных пунктов в 1932-1933-м, уже и близко не было.

В общем, в Запорожской области на сегодняшний день подтверждены полдесятка случаев, когда сельские служащие пытались спасти земляков от голода. Кроме мелитопольской Новгородковки, так было в Ореховском, Михайловском, Бердянском районах. Впрочем, возвращение украинскому обществу имен Праведников Голодомора только началось, по словам заместителя директора Департамента информационной деятельности ЗОДА Александра Зубченко, новгородковский памятный знак – первый в области, посвященный и жертвам, и праведникам Голодомора. Впереди еще много исследовательской работы. По мнению историка Биливненко, узнать о Праведниках можно из двух источников: по воспоминаниям свидетелей Голодомора и их потомков и по уголовным делам, которые открывало ОГПУ. Лучше, считает историк, сопоставлять оба источника.

Праведники Голодомора – "калька" с Праведников мира (Праведники народов мира), которая используется Израилем для обозначения неевреев, спасавших евреев от Холокоста. Новообразованное словосочетание, предложенное Институтом национальной памяти, безусловно, имеет право на существование. В обоих случаях речь идет о людях, которые, рискуя собственной жизнью, пытались спасти обреченных на массовое уничтожение. Возможно, когда-нибудь в Украине придумают другой термин для этих героев 1932-1933 годов. Сравнят их с зернами, продлившими жизнь своему народу. Или со свечами, ведь для своих земляков эти люди, действительно, были светом, который зажегся в самый черный час. Так или иначе, но рядом с палачами и жертвами всегда существуют герои, и они стоят того, чтобы их знали и помнили.

Читайте также:

Как в Запорожье заморенные голодом проросли деревьями в парке культуры и отдыха.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme