Перетягивание "Мотор Сичи": Чем грозит конфликт предприятию и его работникам

В Запорожье усилиями СБУ, которая действовала на основании недавно введенных против китайского покупателя "Мотор Сичи" санкций, было сорвано собрание акционеров предприятия. Собрание инициировали новые совладельцы "Мотор Сичи", действующее руководство называло собрание незаконным

Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Перетягивание "Мотор Сичи": Чем грозит к…

Ситуация относительно продажи стратегической "Мотор Сичи", которая является ведущей корпорацией по производству и обслуживанию двигателей для самолетов и вертолетов, в очередной раз обострилась. Это произошло после того, как китайский инвестор, заручившись поддержкой украинского бизнесмена и бизнеслоббиста Александра Ярославского, попытался получить то, что ему якобы принадлежит, а именно контроль над предприятием "Мотор Сич". Для этого было объявлено "собрание акционеров", на котором должен быть утвержден новый состав наблюдательного совета, попутно планировалось заменить менеджмент компании по всем направлениям — от работы с персоналом до безопасности. Впрочем, собрание, назначенное в здании автосервиса на Южном шоссе в Запорожье, не состоялись — его блокировали сотрудники СБУ, пришедшие с обысками. В СБУ отметили, что собрание незаконное, обыски санкционированы судом. "В рамках начатого уголовного производства Служба документирует факты подготовки к уничтожению производственных мощностей акционерного общества, которое имеет важное оборонное и народнохозяйственное значение", — прокомментировали в СБУ.

По какой статье возбуждено уголовное производство, в СБУ не сообщали. Однако, как стало известно Depo.Запорожье из собственных источников, это статья 113 (диверсия) Уголовного кодекса, что в пределах компетенции Службы безопасности. Дело "о диверсии" тянется как минимум с 2018 года, тогда СБУ вменяла самой "Мотор Сичи" подготовку к диверсии благодаря продаже контрольного пакета акций иностранным компаниям, аффилированным с китайской фирмой Beijing Skyrizon. При этом можно предположить, что 31 января этого года спецслужба была использована для решения хозяйственного и даже политического конфликта.

Впрочем, у нынешних владельцев "Мотор Сичи" (часть акций предприятия принадлежала государству Украина, сейчас Фонду госимущества передан и спорный пакет акций) и китайских покупателей есть возможность решить этот спор в международном арбитраже. Между тем Depo.Запорожье анализирует, что привело к конфликту и как он может повлиять на предприятие, его работников и Запорожье, бюджет которого наполняет в том числе и "Мотор Сич". Стоит отметить, что события вокруг предприятия традиционно получают огласку, когда это нужно какой-то из сторон. В частности, президент предприятия "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев официально сообщил о соглашении с китайцами через несколько лет после того, как начали распространяться сплетни об этом, недавнее решение СНБО о санкциях в отношении китайской компании-покупателя также было принято втайне.

Итак, что происходило в последние годы с предприятием "Мотор Сич".

После кризиса 1990-х Богуслаев, как и подавляющее большинство украинских бизнесменов владельцев крупных предприятий, не искал новых рынков сбыта для продукции, сосредоточившись на восстановлении и углублении связей с Россией (в свое время эксперты неоднократно писали о том, что российский рынок привлекает не столько объемами, сколько непрозрачностью и коррупционностью). Вплоть до начала российско-украинской войны и введения ограничений на экспорт продукции военного и двойного назначения, "Мотор Сич" работала, прежде всего, на Россию и с началом войны искала пути сохранить это сотрудничество. Можно предположить, что если бы не громкие расследования журналистов, процесс активно продолжался бы и дальше. Однако общество возмущалось сотрудничеством со страной-агрессором, а СБУ стала время от времени "кошмарить Богуслаева". Именно на этом фоне, примерно в 2015 году, поползли слухи о сотрудничестве с китайцами. При этом определенное время они казались попыткой Богуслаева шантажировать государство: не даете зарабатывать на России — останетесь без "Мотор Сичи".

Продажу акций китайцам Богуслаев подтвердил лишь в 2019 году. Стоимость сделки, по его словам, составила $250 миллионов. Из них $100 млн на момент сообщения якобы уже были уплачены, еще $150 млн должны были поступить в 2020 году. Богуслаев подчеркнул, что соглашение было единственной возможностью спасти "Мотор Сич". "Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной впервые. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу, и я свои акции продал", — сказал он. Контрольный пакет акций предприятия купила китайская компания Skyrizon.

Стоит отметить, что дела у "Мотор Сичи", по официальным сообщениям компании и словам работников, шли в последние годы не слишком хорошо: четырехдневки, уменьшение зарплаты и тому подобное. Кроме того, Богуслаев активно сбрасывал балласт в виде объектов соцсферы, в частности, ведомственных детсадов. Хотя последнее могло быть требованием иностранных инвесторов, которые, как правило, не совсем понимают связь вертолетов с детскими садиками.

Действительно ли Богуслаев решил сотрудничать с экономическим конкурентом любимой им России, или за соглашением могут торчать российские уши, вряд ли можно сейчас ответить. В пользу последней версии якобы намекает история с выдавливанием Богуслаева из Беларуси (глубоко интегрированной с Россией), хозяина "Мотор Сичи" словно подталкивали к продаже акций. Впрочем, это скорее конспирологическая версия.

Так или иначе, соглашение между китайцами и Богуслаевым окончательно легализовано не было, Антимонопольный комитет не дал согласия на концентрацию акций "Мотор Сичи", а суд наложил арест на акции, которые были предметом продажи. Помочь китайцам взялся украинский бизнесмен Александр Ярославский, группа DCH которого подала совместную с китайцами заявку в АМКУ (группа Ярославского претендовала на свой пакет акций "Мотор Сичи"). Но совместная заявка также была отклонена.

Самым интересным в этой истории является то, что Богуслаев, который два года назад так ратовал за китайских инвесторов, теперь, когда эти инвесторы наконец попытались взять предприятие под контроль, заявил о попытке рейдерского захвата. "Имеет место противоправная попытка рейдерского захвата АО "Мотор Сич" для дальнейшего разрушения его уникального промышленного комплекса", — прокомментировал Богуслаев созыв инвесторами собрания акционеров.

У Ярославского после обысков СБУ заявили, что удивлены внезапным санкциями против китайских инвесторов "Мотор Сичи" и дальнейшим развитием событий. "Совершенно очевидно, что государство имеет право применять такого рода меры в отношении тех или иных юридических и физических лиц-резидентов других государств, не обнародовав оснований. Однако нельзя не принимать во внимание тот факт, что санкции были введены непосредственно накануне внеочередного собрания акционеров, назначенного на 31 января 2021 года. И целью их инициаторов мог быть запрет проведения этого собрания, результатом которых должно стать восстановление китайских акционеров "Мотор Сичи" в их законных правах", — утверждают в DCH.

Не исключено, что фактического хозяина "Мотор Сичи" вполне устраивает нынешняя ситуация неопределенности, которая может длиться годами, пока китайский инвестор будет спорить из-за предприятия с государством Украина в международных судах. Можно только гадать, предсказал ли Богуслаев такое развитие событий с начала сделки с китайцами, или недавно увидел окно новых возможностей: дальнейшее сотрудничество с Россией или других инвесторов.

Так или иначе, вряд ли хозяйственный конфликт на "Мотор Сичи" каким-то образом отразится на сегодняшний работе предприятия и его работниках. При этом и для "Мотор Сичи", и для Запорожья ситуация неопределенности, в которой продолжает руководить Богуслаев и его менеджмент, не самая хорошая: много политики и социалки, мало бизнеса. Приход на "Мотор Сич" китайцев или их главных конкурентов, американцев, наверное, может вдохнуть в предприятие новую жизнь, в которой не будет реконструкции старых советских танков, а будут применены современные бизнес-модели.

Читайте также

Танк вместо зарплаты: Зачем Богуслаев кормит работников "победобесием"

Ключевые предприятия останавливаются: Какая социальная катастрофа ждет Запорожье

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme