Автомобиль с реактивным двигателем и единственная в стране пожарная машина "ГАЗ-51": В запорожском музее "Фаэтон" открыли новый зал

В новом зале частного музея "Фаэтон", на площади более 4 тысяч квадратных метров, расположены уникальные раритетные экспонаты сельскохозяйственной, автомобильной и военной техники

Иванка Волощук
Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Автомобиль с реактивным двигателем и еди…

Два с половиной года упорного труда и новый выставочный зал с уникальной раритетной техникой готов к открытию. В преддверии десятилетнего юбилея, который частный музей отметит в декабре, "Фаэтон" представил зал с кодовым названием "седьмой". В нем представлены более 100 единиц техники. Depo.Запорожье узнал о самых интересных экспонатах нового зала, их истории и как работает музей в условиях "красной зоны".

Работа над новым залом шла тяжело, отмечает сотрудник музея Семен Мушер. Причин несколько: общая ситуация в стране и то, что зал создавался с нуля силами сотрудников музея.

"Это зал крупногабаритной и тяжелой техники. Мы пытались собрать очень разнообразную и интересную технику. Музей серьезно расширил экспозицию. Добавилась хорошая коллекция сельскохозяйственной техники, которая выпускалась в нашем регионе – Александровске и Бердянске. Кроме того, на выставке представлены гусеничные и колесные тракторы, армейская техника", – рассказал Мушер.

Сотрудник музея Семен Мушер

Сотрудник музея Семен Мушер

Вся техника, которую можно увидеть в новом зале – на ходу. Отмечается, что часть экспонатов раньше уже была выставлена в музее.

Сельскохозяйственная техника

В седьмом зале представлена совершенно новая экспозиция – то, с чего начиналась промышленность и производство в дореволюционном городке Александровск. В музее представлены: сеялка 12-рядная сошниковая (1910), соломорезка (1900), корнерезка (1900), кукурузочистка, аппарат для чистки проса (1900), конные грабли (1961), подвода ломовая (1916) и т.д.

И, конечно, революция развития сельхозтехники – тракторы разных лет производства. На экспозиции представлены очень редкий трактор липецкого завода, а также трактор ДТ-54 харьковского тракторного завода. Последний — самый массовый в СССР, которого за 20 лет выпустили более 6 миллионов.

Авто из культового фильма

В одном из автохозяйств Украины был найден автомобиль "ЗИС ММЗ". Именно такая машина была в культовой советской ленте "Весна на Заречной" улице. Этот автомобиль запорожцы имели возможность увидеть в День города возле Туристического информационного центра.

Музейщики говорят, что машина сделана точной копией авто из ленты. Для этого фильм просматривался кадр за кадром. Даже учли интересную деталь.

"Если вы обратите внимание на номерной знак на бампере, кузове и задний номер, то все они разные. Как и почему это произошло в кино? Сегодня мы, конечно, не узнаем. Но при реставрации мы и этот момент учли и изготовили разные номерные знаки", — Рассказывает Семен Мушер. — Мы долго мечтали создать автомобиль, как в культовом фильме. Долго искали похожий автомобиль и считали своим долгом создать его. Да, это не тот самый автомобиль из фильма, но его точная копия".

Авто, на котором работали на шахтах

Венгерский самосвал производства фирмы "Дутра" – ныне он единственный в Запорожье. На нем работали преимущественно на шахтах, предприятиях и угольных разрезах. В свое время в городе их было много. Они были грязного серо-зеленого цвета, а с яркой окраской (как на экспозиции) авто делали для выставок.

Эта машина очень своеобразная и необычная. Ее поставляли в ограниченном количестве, а когда она отрабатывала свой срок – утилизировали. Эти самосвалы работали в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия.

Представленный в музее автомобиль обнаружили в Запорожье. Машина была в очень плохом состоянии: перекошенная, кривая, ржавая и недоукомплектованная. Сотрудники "Фаэтона" привезли ее на буксире. Три мастера музея за год упорного труда полностью реставрировали самосвал.

Единственная в своем роде

Еще один уникальный автомобиль с полной "амуницией" — пожарная машина. Это редкостный экземпляр "ГАЗ-51". Машина была на вооружении запорожских частей в начале 50-х годов XX столетия. На сегодняшний день достоверно известно, что в Украине она осталась в единственном экземпляре.

Автомобиль прошёл достаточно сложный реставрационный процесс. В настоящее время полностью укомплектован. Даже в отсеках есть все необходимые по нормам того времени приспособления для тушения пожара.

Эту пожарную машину сотрудники музея обнаружили в одном из автохозяйств Запорожья. На тот момент она была практически не пожарным автомобилем.

"Автомобиль комплектовали на протяжении нескольких лет. Мы благодарим наших друзей из областного управления ГСЧС, которые помогли в комплектации тех или иных вещей, которые сегодня не нужны для работы с огнем, а для нас – самое то. – отмечает Мушер. – Машина прошла полную реставрацию и комплектацию, сейчас она на ходу".

Впрочем, отвечая на вопрос, можно ли реставрированную машину прошлого века сегодня использовать при тушении пожара, в музее ответили: "Лучше не надо. Пусть ГСЧС работает на современной технике".

Один из лучших отреставрированных грузовиков в Украине

На выставке представлен редкий автомобиль с невероятной историей. Речь идет об "УралЗИС-355М" в выставочной расцветке. Музейщики достоверно знают историю этой машины и ее единственного владельца, потому что имеют подтверждающие документы.

В свое время таких автомобилей выпустили всего 155 тысяч. Выпуск этой машины совпал с освоением целины и почти все авто отправляли в Казахстан, лишь небольшое количество рассылалось другим автохозяйствам.

Машина, представленная на выставке, была получена одним из автохозяйств Ивано-Франковска в 1960 году. "УралЗИС-355М" дали мобилизованному из армии парню, который только что пришел на работу. Сорок лет он "крутил баранку" в этой кабине. На пенсию мужчина и "Урал" ушли вместе. Руководство автохозяйства наградило его этим автомобилем. На "Урале" он уехал в родительскую деревню и еще какое-то время работал на нем по собственному усмотрению. Впоследствии мужчины не стало, его родственники не отдали машину на металлолом, а сохранили.

Когда представители музея нашли эту машину, она была в ужасном состоянии: кузов фактически сгнил, кабина была ржавой. Музейщики приобрели машину и два года колдовали, чтобы она поехала.

Сегодня эта машина имеет статус одного из лучших отреставрированных грузовиков Украины. Кроме того, таких автомобилей в стране больше нет.

Автомобиль с реактивным двигателем

Редкостный экспонат оборудован реактивным двигателем – "ЗИЗ-151". У машины на платформе за кабиной установлен двигатель, стоявший на советском истребителе "МИГ-17". Эти двигатели, отработав свой ресурс как авиационные, были еще в рабочем состоянии. Поэтому ими комплектовали машины, которые использовали для очистки аэродромов в зимний период. Достаточно мощный двигатель, который своим потоком горячего воздуха под большим давлением сдувал снег, расчищая взлетные полосы на аэродромах.

Сейчас этот автомобиль единственный в Украине. Сама машина на ходу, но реактивный двигатель не работает. Он был серьезно разукомплектован, да и в музее не было цели запустить двигатель.

"Мы его раздобыли буквально к началу печальных событий 2014 года в Луганской области. Мне удалось его оттуда забрать фактически перед началом войны. Машина прошла серьезную реставрацию, – рассказал Семен Мушер. – Вся маркировка на машине сделана по армейским нормам. На них были надписи" этил-яд", потому что некоторые водители, не очень добросовестные, собственным организмом пытались бензин из бака добывать. Такие надписи делали, чтобы это предотвратить".

Максимальная скорость авто составляет около 60 км/ч.

Как работает музей в "красной карантинной зоне"

Музей работает с соблюдением всех карантинных норм. В частности, сейчас посетители должны предъявить сертификат о прививках одной или двумя дозами вакцины, отрицательный ПЦР-тест или экспресс-тест на антиген, или справку о выздоровлении от COVID-19.

Также выросла стоимость билета. В настоящее время взрослый полный билет (посещение всех залов) стоит 150 гривен, для школьников – 100 гривен. Детям до шести лет, ветеранам и участникам боевых действий вход бесплатный.

В частном музее "Фаэтон" отмечают, что впереди ждет достаточно интересное переформатирование, которое запланировано на весну 2022 года. Также ожидается пополнение интересными экспонатами, которые вот-вот будут представлены. "На выходе", как минимум, три экспоната.

Читайте также:

Как Роман Акбаш создает обратную сторону Запорожья

Бесценные яйца: Остается ли в Запорожье уникальная оологическая коллекция

Букет из 8 тысяч живых цветов: Как нарядилось Запорожье ко Дню города и почему без охраны не обойтись

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme