По чертежам XVII века: Как на Хортице строят боевое козацкое судно (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Козацкое боевое судно - "дуб" - по чертежам XVII века и почти по аутентичной технологии взялись строить в Национальном заповеднике "Хортица". Это будет первое в мире воспроизведения "дуба" – традиционной украинской лодки XVII – XVIII столетий

По чертежам XVII века: Как на Хортице ст…

Поляна на острове Хортица, известная как Козацкий круг, в выходные превратилась в настоящую верфь. Роли судостроителей примерили на себя сотрудники заповедника "Хортица" и все желающие, передает корреспондент портала Depo.Запорожье.

"Что мы делаем? Делаем свой вклад в историю", - говорят новоиспеченные судостроители.

Это действительно историческое событие, ведь козацкое боевое судно "дуб" отстраивается впервые – по аутентичным чертежам и почти по аутентичной технологии. Свое название судно получило от дерева, с которого строилось. Кроме того, название подчеркивает прочность лодки.

Строительству предшествовала длительная подготовительная работа, одной из наиболее сложных задач было подобрать подходящую древесину. Брали ее не в магазине, а в лесу - собирали поваленные дубы, которые отвечали судостроительным требованиям.

Вообще же между замыслом воссоздать козацкую лодку и воплощением проекта в жизнь прошло почти 20 лет, рассказывает заведующий отделом реставрации Национального заповедника "Хортица" Валерий Нефедов.

"Идея возникла 20 лет назад, когда начали активно заниматься подводными исследованиями, сделали огромное количество уникальных находок, в том числе скелетов козацких кораблей XVIII века, Средневековья, более раннего периода. В 1999 году, когда мы подняли первое судно - это козацкая лодка или, как сейчас это принято называть, козацкая "чайка," - когда у нас появился реставрационный ангар, уже была оформлена идея, что необходимо, помимо реставрации, рядом заложить стапель и параллельно строить копию этого корабля. Во всем цивилизованном мире это - обычная практика", - говорит Нефедов.

Впрочем, возможность воссоздать козацкое судно появилась только сейчас. Сначала в заповеднике собирались построить небольшую лодку – до десяти метров в длину, но потом замахнулись на "дуб". Длиной судно будет 18 метров, шириной - 2 метра 30 сантиметров. Рассчитано оно на команду из 18-20 человек. Это – 16 гребцов, ведь на судне восемь скамеек для них и восемь пар весел, кормчий, командир корабля, тот, кто будет управлять парусами и такелажем, могут еще быть артиллеристы.

"Дубы" – традиционные украинские лодки, которые были распространены в XVII – XVIII столетиях, но их история уходит во времена еще докиевской Руси.

"Воспроизводить именно "дуб" исследователи решили в связи с наличием аутентичных чертежей. "Сохранилось очень немного чертежей, но именно "дубы" могут быть восстановлены в исторически точных деталях. У нас есть достаточно достоверный чертеж, на основе которого будет сделана черновая сборка", - рассказывает директор заповедника Максим Остапенко.

Основным проектом для строительства "дуба" стали чертежи времен работы хортицкой верфи - 1736 года, кроме того были отработаны другие чертежи, начиная с 1626 года.

Чернова сборка лодки ведется с помощью современных креплений и современных электроинструментов. Но "на чисто" будут собирать "дуб" с помощью деревянных и кованых деталей и, соответственно, аутентичных технологий - так, как делали это запорожцы три столетия назад.

С лужайки, на которой к строительству "дуба" могли присоединиться все желающие, лодку перевезут ближе к реставрационным ангарам. Спустить его на воду планируют в следующем году. Тогда же проведут исследование о жизни на военной козацком лодке в XVII – XVIII веках.

Впоследствии в заповеднике "Хортица" планируют создать настоящую Днепровскую флотилию из старинных казацких суден.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme