Как запорожский историк "разорвал" "ватников", которые защищают советских божков

Топ-10 ватных аргументов против декоммунизации и ответы историка

Как запорожский историк "разорвал" "ватн…

В Запорожье только что завершились “декоммунизационные дни” - последний неоккупированный областной центр Украины наконец избавился от советских монументов – прежде всего Ленина и Дзержинского. Во время каждого демонтажа находились защитники “вождей“, которые вступали в споры с активистами, рабочими и журналистами. Аргументы сторонников “славного советского прошлого“ особой оригинальностью не отличаются последние четверть века. Молодой запорожский историк, кандидат исторических наук Эдуард Андрюшенко составил для портала Depo.Запорожье своеобразный “хит-парад” самых популярных “ватных“ аргументов и на каждый ответил с точки зрения историка.

1. “Это наша история, какой бы она ни была“

История “какой бы она ни была“ находится в музеях, с соответствующими объяснениями того или иного деятеля. Цель памятников на площадях и улицах – не просто рассказать о событии или человеке, а представить его как ориентир для общества и государства.
Например, нацистская оккупация – это тоже часть нашей истории, но никто не предлагает почитать ее и устанавливать памятники.
К тому же в Украине часто страдают реальные памятники истории и архитектуры – немало уничтожено теми же застройщиками с согласия чиновников, но возмущение граждан в таких случаях значительно меньшее.

Як запорізький історик "розірвав" "ватників”, що захищають радянських божків

Как это сделали в Литве: парк Грутас, куда перенесли советские монументы.

2. “Жить стало лучше? Курс доллара упал? Тарифы снизились? Других проблем нет?“

Декоммунизацию можно сравнить с уборкой в квартире – от нее не сделается сам по себе ремонт и не подешевеют продукты, но станет чище и приятнее. Чтобы убрать в доме, вовсе не нужно ждать, пока будут сделаны все остальные дела.
Кроме того, страны, которые при первой возможности избавились от тоталитарного наследия (Польша, Венгрия, Латвия...), теперь живут значительно лучше, чем Украина. Сама по себе декоммунизация не решила всех их проблем, но стала одним из первых шагов на долгом пути изменений, который в конце концов принес результаты.
ЖКХ, курсы валют, цены и продукты, экология, образование – это другие отрасли, которыми занимаются другие органы власти. Если в городе не отремонтирована дорога – это не значит, что ремонтную бригаду пригнали сносить Ленина, а комиссия по топонимике априори не может укрепить гривну.

Як запорізький історик "розірвав" "ватників”, що захищають радянських божків

Демонтаж Ленина в Берлине, 1991 год.

3. “А что конкретно это даст? “

Как минимум – общество избавится от состояния постоянного “раздвоения“ (по-медицински – шизофрении), когда внешние атрибуты государственности сочетаются с памятниками тем, кто эту государственность поборол. Такая двойная политика порождает “раздвоение“ сознания. К чему приводит в свою очередь “раздвоенное“ сознание, мы видели весной 14-го года, когда окруженные со всех сторон “русским миром“ крымские военные и донецкие милиционеры, в кабинетах которых висели портреты Дзержинского, легко изменяли присяге.

Як запорізький історик "розірвав" "ватників”, що захищають радянських божків

Как и во многих других городах, местом сбора для сепаратистов в 2014-м стал памятник Ленину.

4. “Это стоит бешеные деньги, которые берут из бюджета“

300 тысяч гривен, которые были потрачены на демонтаж трех коммунистических памятников в Запорожье, – это копейки в масштабах города. Если конкретно – это 0,0067% годового бюджета областного центра. Например, только в этом году на проведение одной только Покровской ярмарки из бюджета пойдет в два с половиной раза больше – 800 тысяч гривен. А на замену табличек на переименованных запорожских улицах уйдет в полтора раза меньше, чем на транспорт для чиновников мэрии – 4 и 6 миллионов гривен соответственно.

5. “Вы людей спросили? Почему нельзя было провести референдум на тему судьбы памятников и названий улиц? “

Власть физически не может проводить референдумы по каждому спорному вопросу. К тому же, в 2014 году страна выбрала свой дальнейший курс, который, исходя из событий на Майдане и выборов различных уровней, все же поддержало подавляющее большинство украинцев. Так, немало шагов на этом пути будет для многих людей болезненными и неприятными. Но в нынешней ситуации государственная политика в некоторых областях (в частности исторической памяти) не может быть гибкой и “многовекторной“.

Можно провести референдумы, например, по стоимости проезда в общественном транспорте и тарифов на коммунальные услуги. Люди выберут самые дешевые цены, но это вызовет коллапс коммунальной и транспортной отраслей.

Советская власть, которую так обожают защитники советских памятников, никогда ничьего мнения не спрашивала, особенно - в таких темах.

6. “В Западной Европе и США есть много памятников Ленину, и никто их не трогает“

Для этих стран Ленин не стал символом потери их государственности. Левые идеи там – это прежде всего социальная справедливость, а не ликвидация независимости. Под памятниками Ленину на Западе не собираются сепаратисты и сторонники агрессии против собственной страны.
Для тех же американцев во время борьбы за независимость “лениными“ были английские короли – их статуи уничтожались и переплавлялись на пушки.

Як запорізький історик "розірвав" "ватників”, що захищають радянських божків

Один из американских Ленинов. Иногда он "превращается", например, в Леннона. Одним словом, это арт-объект, а не идеологический ориентир.

7. “Если бы не Ленин и коммунисты – в Запорожье не было бы Днепрогэса и промышленного комплекса, он бы остался маленьким провинциальным городком“

К ответу запорожского бизнесмена Максима Дрозденко (ниже) нечего добавить.

По поводу визгов о Ленине, плане ГОЭЛРо и Днепрогэсе.1.План электрификации был разработан до революции (скорее всего их...

Опубліковано Drozdenko Maksym 17 березень 2016 р.

Як запорізький історик "розірвав" "ватників”, що захищають радянських божків

Американец Хью Купер, один из иностранных специалистов на строительстве Днепрогэса.

8. “Сносите памятники – тогда разрушайте все остальное тоталитарное наследство: заводы, жилые дома, мосты, тот же Днепрогэс“

Заводы и мосты не играют пропагандистской роли, ведь создавались с другой целью. Символы прошлых (преступных и не только) режимов уничтожались неоднократно по всему миру, но построенные по тем временам “неидеологические“ объекты никто не разрушал. Так было в Германии во время денацификации, так же делали большевики взрывая памятники царям и церкви, они оставляли старые фабрики и дома.

Локальный запорожский пример: советская власть выселила запорожских меннонитов, потомков колонистов, и уничтожала память о них (колонна в честь годовщины переселения на Верхней Хортице была демонтирована), но не трогала, скажем, завод меннонита Коопа, превратив его в “Коммунар“ (ныне “АвтоЗАЗ“).

Як запорізький історик "розірвав" "ватників”, що захищають радянських божків

Тот самый меннонитский памятник, который убрали коммунисты.

9. “Получается, вы ничем не отличаетесь от ненавистных большевиков, действуя их методами“

Коммунисты в этом плане ничего нового не изобрели, поэтому некорректно называть демонтаж памятников прошлого чисто большевистским методом. Если бы Украина действовала по-большевистски, вместо снесенных статуй в каждом городе и селе уже бы стоял памятник Бандере, а бабушки, которые выходили защищать “Ильича“, как минимум отправились бы в лагеря (вместе с политиками, которые высказывались против декоммунизации).

10. “Донецкие сепаратисты и крымские оккупанты ведут себя более цивилизованно – они оставили памятники Шевченко“

Они просто действуют по советскому “рецепту“, трактуя Шевченко как “своего“. При СССР Кобзаря изображали как “революционера“, а в “ЛНР“ - как поэта, который воспевал “Новороссию“.

Памятники Пушкину и Толстому в Украине стоят. В то же время в Донецке уничтожили памятники жертвам Голодомора и барельеф в честь Василия Стуса, а в Севастополе – памятник Петру Сагайдачному.

Як запорізький історик "розірвав" "ватників”, що захищають радянських божків

Барельеф в честь Василия Стуса...

Як запорізький історик "розірвав" "ватників”, що захищають радянських божків

...и после прихода "народных республик".

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme