Как на Запорожье скифы с амазонками любились

Дети скифов и амазонок называли себя "роксоланами" и рождались в ноябре-декабре, ведь их родители занимались любовью после весеннего равноденствия в полнолуние

Как на Запорожье скифы с амазонками люби…

Слово "амазонка", вероятно, происходит от иранского "ha-mazan" – "женщина-воин" или от "a masso" – "нетронутая" (для мужчин). А согласно греческому толкованию – "безгрудая". Впрочем, этимология названия до сих пор окончательно не выяснена. Так же, как не известно, откуда это племя воинственных всадниц происходит: из каких краев они прибыли в Царскую скифию, которая, в частности, была расположена на территории современной Запорожской области.

Исследователи пытались это выяснить, начиная со средних веков, когда распространились легенды об амазонках. Царство женщин-воинов искали повсюду на Земле. Даже, когда открывали Америку, реку назвали Амазонкой. А тайна, вероятно, притаилась все же на Запорожье. По крайней мере, журналисты Depo.Запорожье воочию увидели артефакт, который оставили по себе женщины, которые первыми в истории человечества не стали ставить знак равенства между полом и гендером.

По следам амазонок

В краеведческом музее Запорожья есть несколько артефактов, свидетельствующих о пребывании женщин-воительниц на территории современной Запорожской области. Все они - из скифского грунтового могильника, который расположен в районе местного села Скельки. Постоянно открытыми для посетителей музея есть только бусы, другие вещи хранятся в музейном хранилище. Размещено ожерелье на стенде, рядом со скифскими женскими вещами: головным убором, зеркалом, гребнем и прочем. В том, что оно принадлежало женщине с оружием, нет никаких сомнений, ведь именно останки такой женщины нашли в могильнике вместе с ожерельем.

Діти скіфів і амазонок називали себе роксоланами, народжувалися вони у листопаді - грудні, адже їхні батьки кохалися після весняного рівнодення на повний Місяць - фото 1

Ожерелье амазонки

Этот скифский грунтовый могильник IV-III веков до нашей эры начал исследовать еще в 1957 году известный запорожский краевед, археолог-разведчик Александр Бодянский. Можно предположить, что археологов на этих просторах ждало бы множество открытий, в частности, и в том, что касается амазонок, но после строительства Каховской ГЭС искусственное море затопило часть территории, где, скорее всего, и жили амазонки. Поэтому даже для Бодянского там мало чего осталось, а после него никаких раскопок не проводили вообще.

"После Бодянского там никто не копал. Могильник разрушался водами Каховского водохранилища. Трудно представить, какое количество захоронений смыло оползнями. В 1993 году наш музей организовал туда экспедицию. Исследования продолжались одиннадцать лет. Я раскопала 54 захоронения", - заведующая отделом истории края Запорожского областного краеведческого музея Зоя Попандопуло (подробнее об этой экспедиции можно узнать из недавно изданной монографии "Скифский грунтовый могильник Скельки", - Ред.).

По предположению исследовательницы, женщины с оружием могли принимать участие во вспомогательных войсках, защищать свои поселения или охотиться. "Когда из деревни уходили все мужчины, женщины вооружались, потому что должны были защищать свои имения от надоедливых кочевых соседей. Также они были охотницами", - считает археолог.

Действительно ли они удаляли себе грудь, чтобы было удобнее стрелять, сегодня по найденным останкам ни доказать, ни опровергнуть нельзя. "Согласно истории прошлого, у многих народов Африки и Азии женщины часто были в охране царей, военных начальников и тому подобное. То, что пишут, что они удаляли себе правую грудь – как мы это докажем?", – говорит исследовательница. Однако можно с уверенностью утверждать, что мужененавистницами храбрые женщины не были.

Семьи были даже у женщин-воительниц

Возможно, это не понравится современным феминисткам и чайлд-фри, но амазонки не гнушались семьей и детьми. В могильниках, которые раскопали запорожские археологи, есть захоронения и женщин с оружием, и мужчин, и детей. Итак, исследователи уверены, что эти женщины не все время скакали на лошадях. У них были свои дома и семьи. А в военные походы шли преимущественно те из них, кто был свободен от домашних забот – то есть те, у кого не было детей.

Діти скіфів і амазонок називали себе роксоланами, народжувалися вони у листопаді - грудні, адже їхні батьки кохалися після весняного рівнодення на повний Місяць - фото 2

Берег в селе Скельки, где происходили археологические исследования

В могильнике около Скелек были найдены четыре семейные усыпальницы, а в основном – захоронения типа катакомб. Их открывали, чтобы положить туда покойника, при этом предыдущий костяк отодвигали в сторону, под стенку. Поэтому исследователи не берутся утверждать, что женщины-воины жили отдельно от мужчин, ведь никаких фактических данных об этом нет. А вот в том, что амазонки могли носить мужскую одежду, археологи почти не сомневаются. "Они одевались, как и все женщины скифов. Одежда не сохранился. Трудно сказать, были они в штанах или в платье, но когда женщина садится на коня, она должна была надеть штаны", – уверяет археолог.

При этом украшениями амазонки не брезговали, ведь такие вещи имели не эстетическое, а ритуальное значение. "Эти женщины носили украшения и на шее, и на руках. В зависимости от своего социального статуса. Женщины-воины были самодостаточные и состоятельные. Украшения изготавливали греки и "продавали" скифам, говоря современным языком, бартером, то есть обменивали. А предложить грекам что-то для обмена мог себе позволить только состоятельный человек", - утверждает Попандопуло.

Любовь при полной Луне

По древнейшим преданиям, в запорожские степи амазонки пришли по морю. Геродот в четвертой книге своей "Истории" повествует, как эллины победили воинственных всадниц в битве при Фермодонте, а захваченных пленниц увезли с собой – "на трех кораблях было столько амазонок, сколько могли взять в плен". Однако воинственные барышни убили эллинов.

Діти скіфів і амазонок називали себе роксоланами, народжувалися вони у листопаді - грудні, адже їхні батьки кохалися після весняного рівнодення на повний Місяць - фото 3

Битва греков с амазонками

Управлять парусами они не могли, ибо не знали как, поэтому беспомощно болтались по морям, пока ветер и волны не вынесли корабли к берегам Меотийского озера, в бухту Кремни. Сейчас это гавань на Азовском море, вблизи села Ботиево Приазовского района Запорожской области. Здесь археологи нашли скифское поселение тех времен, то есть VII-III веков до нашей эры. От приднепровских Скелек, где были найдены фактические следы пребывания амазонок, приазовское Ботиево отделяет расстояние всего в пятьдесят километров.

Следовательно, в бухте Кремни воинственные всадницы вышли на берег, но чтобы чувствовать себя в безопасности, им были нужны лошади. Отбить их у скифов не удалось – ребята дали надлежащий отпор. Однако когда увидели, что сражались с женщинами, сразу влюбились в них. Те ответили взаимностью, а поженившись, супруги скифов и амазонок оставили территорию Царской Скифии, и поселились на землях за рекой Танаис – современным Доном.

Діти скіфів і амазонок називали себе роксоланами, народжувалися вони у листопаді - грудні, адже їхні батьки кохалися після весняного рівнодення на повний Місяць - фото 4

Барельеф в Запорожском краеведческом музее. Скифское кочевище. Авторы: С. Канищев, А. Яремко

Вернулись на земли своих предков через некоторое время уже дети скифов и амазонок, которые себя называли роксоланами. Матери детей царских скифов – царские матери, или царь-мать – савроматы, как и их предки, умели прижигать себе грудь, чтобы и с возрастом не росла, а ее сила "входила" в правую руку и плечо, и было удобно стрелять из лука. Мальчиков, как утверждал Геродот, они не убивали. По гипотезе запорожского краеведа Владимира Шовкуна, по старинке, роксоланы любили после весеннего равноденствия, на полный Месяц, поэтому дети рождались у них в ноябре-декабре. Те из младенцев, которые выживали в холодное время года, становились воинами – защитниками своего края. К примеру, в войне с персами под предводительством “царя всех царей” Дария, который завоевал весь мир, амазонки были союзниками скифов, и в 512 году до нашей эры вместе победили захватчика. А уже в "нашей эре" амазонок – савроматов – в некоторых соседних странах стали называть сарматами, и вплоть до времен Речи Посполитой край запорожских казаков – "благородных дикарей" – называли Сарматией, а территорию, в частности, нынешней Запорожской области – Роксоланией. Поэтому и сегодня искать амазонок надо именно на Запорожье, ведь в жилах современных жителей и жительниц этого края течет благородная кровь женщин, которые одинаково хорошо могли и драться, и любить.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme