Город и тьма: Какие опасности ждут запорожцев под тусклыми уличными фонарями

Интенсивность уличного освещения влияет на количество дорожно-транспортных происшествий, уровень преступности и даже на умственные способности людей

Город и тьма: Какие опасности ждут запор…

Насколько эффективно уличное освещение в Запорожье, чем грозит запорожцам недостаток света и как улучшить ситуацию - ответы на эти вопросы портал Depo.Запорожье искал на вечерних улицах в компании общественного активиста Александра Ралыка. Саша занимается вопросами, связанными с транспортной инфраструктурой города шесть лет подряд. Сначала - в составе "Дорожного контроля", с 2013 года - общественной организации "Урбан-Рух "Запорожье велосипедное". Прежде всего активиста интересует развитие велосипедной инфраструктуры и функционирования общественного транспорта. В последнее время он всерьез занялся вопросами освещения Запорожья. Интенсивность освещения измеряет с помощью специального сенсора - TMD4906 RGB sensor, установленного в смартфоне.

Свои исследования и идеи дорожные активисты не прячут: регулярно разрабатывают рекомендации, которые потом присылают городской власти. В частности, и относительно освещения.

С Александром мы встречаемся на перекрестке улицы Мира и проспекта Соборного около шести часов вечера. Именно в это время запорожцы возвращаются с работы домой. К сожалению, их путь пролегает в темноте. Ралык измеряет уровень освещения прямо под фонарем, смартфон показывает "7 люкс". Это – почти в три раза меньше нормы, которая должна быть на таких улицах. Чуть подальше от фонаря - еще темнее.

Впоследствии мы свернем с проспекта на улицу Мира. Активист снова сделает замер уровня освещения – там он будет 5-6 люкс, для такой улицы нормально.

Александр, откуда мы знаем, что 7 люкс - это вдвое меньше нормы? Где эти нормы прописаны?

– Нормы освещения городских улиц прописаны в Государственных строительных нормах "Улицы и дороги населенных пунктов" и в ГОСТ "Автомобильные дороги". В зависимости от назначения дорог и активности движения на них должно быть разное освещение. Например, на проспекте, где мы сейчас стоим, освещение именно дорожной поверхности должно быть 20 люкс. Для внутриквартальных дорог – это 4-6 люкс. То есть чем выше интенсивность движения, тем больше должно быть освещение.

На что влияет интенсивность освещения?

– Прежде всего, на восприятие человеком различных препятствий на дороге. Когда дорога и тротуар хорошо освещены, водитель сразу видит и пешехода, который переходит дорогу, и машину, которая выезжает с другой улицы. Он может оценить риски для себя и, таким образом, принять определенные меры. Например, если он едет по главной, но видит, что по боковой дороге несется другой автомобиль, он может вовремя среагировать, например, притормозить и пропустить его.

То есть, это напрямую влияет на количество ДТП на конкретной дороге?

– Да. Кстати, в Европе проводились исследования на тему освещенности, и оказалось, что чем темнее улица, тем больше на ней случается преступлений. Сейчас есть план по реконструкции одной из улиц в Бородинском микрорайоне. Самое важное, что стоит там сделать, чтобы защитить от вандализма, – это хорошо осветить. Если будет хорошее освещение, то там не будут собираться разные алкоголики или наркоманы. Станет безопаснее.

Ты сам - и велосипедист, и водитель. В каком качестве ты больше проникаешься вопросом осветления?

– Особенно меня это касается как велосипедиста. Я ношу одежду со светоотражающими элементами, велосипед также оборудован. Но иногда сталкиваюсь со случаями, когда водитель меня не видит. Например, есть Днепровское шоссе, где практически нет освещения. Когда я там еду как водитель, то даже одетого по всем правилам велосипедиста вижу метров за 20.

А исследовалось ли психологическое состояние людей, которые постоянно ходят по темным улицам?

– Я недавно читал исследование, правда, оно не совсем касается именно психологического состояния. Его результаты говорят, что если человек постоянно находится в условиях плохого освещения, у него даже умственные способности падают.

Как должна решаться проблема уличного освещения в развитом городе?

– На самом деле достаточно существующие фонари заменить на светодиодные. Я сегодня просматривал тендеры на замену фонарей, и там уже прописаны нормальные лампы. Такие уже стоят, например, на Набережной, там хорошее освещение. Тут еще есть проблема, что существующие фонари желтые, а желтый свет при одинаковой мощности фонарей дает меньше освещения, хотя желтый свет считается более приятным и теплым.

Можно ли решить эту проблему, просто заменив лампы в фонарях на светодиодные?

– Я бы сказал, полностью можно решить. В некоторых местах надо увеличить количество фонарей.

И для этого не надо менять конструкцию фонаря?

– Эти желтые лампы потребляют в два или три раза больше электроэнергии, чем светодиодные. Поэтому все провода или другие детали без проблем "вытянут" нагрузку.

То есть, это еще и достаточно серьезная экономия электроэнергии?

– Бесспорно. Светодиодные лампы стоят дорого, но они и служат долго. По моим подсчетам, на проспекте они могут работать около 13 лет.

Можешь сказать, сколько это примерно стоит?

– Я смотрел в закупках, от Паркового бульвара до бульвара Шевченко меняют освещение, если я правильно понял (в закупке не было технических параметров), на светодиодное. И это стоит примерно 290 тысяч гривен.

Какова на сегодня общая ситуация с освещением в Запорожье?

– Плохая, потому что на сегодня в городе только несколько улиц освещены светодиодами. Работы очень много. На улице Мира стоят такие же фонари, как и на проспекте. Света здесь хватает, потому что дорога узкая и они расположены ниже.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme