Пылающие боги: Как в Запорожье продолжается "невидимая" религиозная война

Сотни запорожцев являются апологетами тех или иных осовремененных славянских языческих верований - родной веры. Их деревянные боги с суровыми лицами гармонично вписались в степные пейзажи. Впрочем, похоже, это не всем нравится

Олеся Неделина
Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Пылающие боги: Как в Запорожье продолжае…

Председатель общины "Внуки Велеса" Русского Православного круга Вадим Божевой Литвинов – такая себе ходячая достопримечательность Хортицы. Очень колоритный мужчина: казацкие усы, длинные волосы, летом - шляпа или повязка на голове, неизменная вышиванка, зимой - теплая кроличья шапка "с ушами". На заповедном запорожском острове он и в жару, и в холод.

Литвинов распространяет родноверские сувениры - преимущественно собственные поделки и соответствующую литературу, в частности книги верховного волхва (то есть, лидера) Русского Православного круга Свентовита Пашника. На протяжении последних лет книги и сувениры располагались в палатке, стилизованной под чумацкий воз. У него и название было "Волшебная тележка". Вначале воз был сделан из лозы, в 2016 года появился деревянный. Божевой Литвинов сделал его собственными руками. Талант к резьбе по дереву открыл в себе в процессе поиска духовного пути. С того времени бывший строитель, дружинник, комсомольский активист сделал по меньшей мере три десятка больших деревянных образов богов и много других произведений, среди которых и воз.

К сожалению, больше воза нет. В конце февраля сувенирную лавку родноверов сожгли неизвестные. Осталась только кучка пепла. Теперь Литвинов реализует сувениры рядом с этим черным пятном – поставил маленький раскладной столик, накрыл полотенцем. Вот и палатка.

"Не хотел его (воза, - Ред.) делать. Знал, что рано или поздно сожгут", - вздыхает родновер. Оснований так считать у Литвинова достаточно. Уничтожение воза стало последней на сегодня выходкой вандалов, направленной против Русского Православного круга. Но далеко не первой.

Круг не имеет никакого отношения ни к России, ни к православию в том смысле, в каком этот термин понимает широкая общественность. Слово "русский" восходит к Руси изначальной, "православие" - к правильному прославлению ее богов. Те, кто исповедует эти верования, называют себя не язычниками, а родноверами – от словосочетания "родная вера", то есть своя, семейная, аутентичная.

Русский Православный круг - не единственная, но самая многочисленная родноверская община в Запорожье, более-менее постоянно в ее жизни принимают участие до тысячи человек. Кроме того, круг является одной из достопримечательностей, туристических достопримечательностей края. Его обряды – прославление богов: Перуна, Коляды, Купалы и тому подобное, которые обычно происходят на острове Хортица – привлекают и горожан, и гостей Запорожья.

А, собственно, деревянные боги - образы, как называет их Литвинов, - гармонично вписываются в запорожские пейзажи: ежегодно на их фоне делают сотни, если не тысячи фотографий. Можно было бы добавить, что подобные устанавливались нашими предками в праславянские времена, но родновер от этого предостерегает.

"Это не историческая реконструкция. Какой была наша вера тысячу лет назад, до христианства, мы не знаем и знать не можем. Выжгли, вытоптали, уничтожили носители информации, если были какие-то документы, уничтожили документы, книжки были - уничтожили. Сейчас нам говорят: у вас ничего и не было. Было. Но все было уничтожено. Однако многое осталось в фольклоре, в повседневной жизни, даже в церкви осталось много воспоминаний о той вере. Есть церковные темники для служителей христианских, для исповедей. Священники задавали верующим вопрос: ходили ли вы на языческие праздники, поклонялись ли вы Коляде, или поклонялись ли вы Сварогу. То есть это было, но оно было уничтожено. Чтобы его восстановить, тот же Свитовит собирает по капелькам, по крупицам, составляет "пазлики", и какая-то картина вырисовывается. Но сказать, что было такое же, как у нас – нет, не было", - говорит Литвинов.

Родноверские течения вместе с другими религиозными и общественными движениями начали процветать в Украине, в частности в Запорожье, после обретения страной независимости. Сначала запорожское родноверие копировало чужие практики, впоследствии верховный волхв Свитовит Пашник выстроил собственное течение, которое и привлекло большинство искателей смыслов.

"Мы придерживаемся националистических взглядов. Мы за Украину, мы за нацию, мы за развитие нашего государства. Собственно, Свитовит пишет в своей книге, что наша вера - это попытка создать новую государственную веру Украины, дать новый вектор развития психологии нации. Потому что все, что сейчас есть, в нашей стране – и плохое, и хорошее – это все результат психологии нации. Какая у нас психология, так мы и живем", - рассуждает Литвинов.

В 2000-х на Запорожье начали появляться первые святилища родноверов – деревянные образы славянских богов, около которых верующие проводили свои обряды. Такой выход новых язычников в, так сказать, публичную плоскость не остался без внимания ни сторонников, ни противников. Со стороны последних и начались настоящие погромы, которые из-за малочисленности и родноверов, и их святилищ оставались почти незамеченными широкой общественностью.

У Божевоя Литвинова есть десятки фотографий, собранных под общим печальным названием "Хроники вандализма". Уничтожать святилища начали в 2008 году. Максимального апогея эта тихая война достигла в 2010-ом. Тогда за несколько часов в разных местах Хортицы уничтожили образы Макоши, Перуна, Велеса и тому подобное. "Там была акция страшная, за несколько часов разрушили очень много. Это была направленная акция: ночью люди пришли, поливали, видимо, бензином", - вспоминает Литвинов.

С того времени боги родноверов горят каждый год, больше всего достается именно образам Русского Православного круга. В последние месяцы произошли по меньшей мере три такие выходки. Две из них – очень демонстративные. Это, в частности, уже упомянутое сожжение "Волшебного воза". Спихивать на какую-нибудь случайность, говорит родновер, тут не приходится: рядом с ним расположены еще несколько деревянных сооружений, но их не трогали. Воз же, скорее всего, облили какой-то горючей жидкостью. Причем происходило это в феврале ночью, а в это время ни случайных прохожих, ни заблудившихся туристов на Хортице не бывает. Такая же судьба постигла деревянного Перуна, установленного на Казачьем кругу – хортицкой поляне. Здесь также имела место определенная демонстративность. Сожгли образ в ночь на Покров, который должны были широко праздновать на Хортице.

Между этими двумя случаями, в ноябре, вандалы надругались над святилищем Велеса: вытащили небольшие гранитные плиты святилища, положили их на землю крестом и насыпали сверху копеек. Про этот случай родноверы даже правоохранителям не сообщали, просто быстренько благоустроили святилище. По факту сжигания Перуна и "Волшебного воза" на место вызвали полицию, проверка по обоим фактам, по словам Литвинова, продолжается.

Кто именно объявил войну, родноверы не знают, по крайней мере предпочитают прямо не говорить. Обидчиков своих святилищ ни разу за руку не схватили. В Русском Православном кругу исключают какие-то коммерческие причины поджогов. Уверены, что к уничтожению святилищ не могли приложить руки родноверы из других течений – даже те, с которыми в 2014 году разошлись в отношении того, что происходит в стране. Литвинов рассуждает, что вандалами могут быть какие-то психически неуравновешенные люди, которых Хортица притягивает, как магнит. "Хортица иногда подбрасывает такие сюрпризы. Много людей неадекватных: ему надо в больнице психиатрической быть, а он здесь ходит", - говорит Литвинов, но, похоже, не очень верит, что причины вандализма заключаются исключительно в неадекватности. Больше всего подозрений у родноверов в отношении различных радикальных элементов, которые группируются вокруг церкви Московского патриархата. Однако никаких прямых доказательств этому нет.

Тем временем у членов Русского Православного круга, против которого в Запорожье уже десять лет идет необъявленная война, понемногу теряет терпение. После последнего случая вандализма родноверы заявили, что считают его попыткой разжигания религиозной вражды в Запорожье и готовы прибегнуть к акциям по привлечению внимания к этим случаям.

Впрочем, сейчас страсти немного поутихли. Представители Круга заручились поддержкой местных депутатов и одного из нардепов. Литвинов обдумывает, где и когда ставить нового Перуна, и говорит: твердо решил, что резных сувенирных ларьков вроде "Волшебного воза" больше не будет делать. Понять родновера не трудно, ведь любой художник не выдержит, когда его работу превращают в груду пепла неуловимые хулиганы. Понятно и то, что в достаточно наэлектризованном обществе иногда одной спички достаточно для пожара. Тем более, в Запорожье еще тлеет другой околорелигиозный конфликт.

Фото: Depo.Запорожье Вадим Божевой Литвинов

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme