Новый "хозяин" запорожских дорог: Децентрализация покажет уровень компетентности и коррупции

Содержателями тысяч километров местных дорог, за которые ранее отвечал Укравтодор, отныне стали облгосадминистрации

Оксана Сабардина
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Запорожье
Новый "хозяин" запорожских дорог: Децент…

Накануне Нового года Департамент промышленности и развития инфраструктуры ЗОГА был завален кипами бумажек. Здесь шла работа по передаче 541 дороги местного значения от Службы автодорог в облгосадминистрации. Под 541 актом приемки-передачи (каждый в четырех экземплярах) 35 специалистов поставили почти 76000 подписей (по 2164 каждый). Запорожская область стала одной из первых, которая уложилась в отведенные сроки и 1 января получила на свой баланс большую часть дорог, существующих в регионе, - более 5000 километров.

О том, что фактически изменит "децентрализация" дорог для запорожцев, какие автодороги будут приводить в порядок в первую очередь, когда и по каким критериям можно будет оценить эффективность нового "хозяина" и хватит ли ему специалистов для управления дорогами, портал Depo.Запорожье узнал у директора Департамента промышленности Андрея Антонова.

Запорожская ОГА с 1 января стала балансодержателем дорог местного значения. Что это за дороги и что фактически меняет эта реформа дорожного хозяйства?

– Концепция реформы дорожного хозяйства появилась несколько лет назад. Ее реализация потребовала внесения изменений в ряд законов и законодательных актов, создание государственного дорожного фонда, определение источников финансирования и тому подобное. С 1 января эти изменения вступили в силу. То есть ОГА должны были с этого дня принять в управление дороги местного значения. В общем наши дороги делятся на дороги государственного значения, местные и коммунальные. Те, что расположены в пределах населенных пунктов, - коммунальные, они были и остаются головной болью руководителей населенных пунктов. Остальными занимался Укравтодор: в пределах Запорожской области речь идет о 7000 километров дорог, из них дорог местного значения - районных, областных, тех, что не являются коммунальными и государственного значения, - 5357 километров. Именно их мы получили в управление. Укравтодор больше за них не отвечать - он с 1 января будет заниматься только дорогами государственного значения.

Внутренние дороги, как и раньше, остаются в собственности государства, но изменился держатель. Запорожская область приняла внутреннюю сеть одной из первых, мы здесь лидеры. Насколько я знаю, ряд областей до сих пор этого не сделали. Мы закончили эту работу 26 декабря. Подписали 541 акт приема-передачи на баланс Департамента. У меня в кабинете не хватало места, сидели ночами, разложили по кучкам бумажки.

Это была очень кропотливая и напряженная работа. 541 дорога - это 541 инвентаризационная ведомость: протяженность, количество зеленых насаждений, разметка, остановочные комплексы, бордюры, лежачие полицейские, колоссальное количество знаков, объектов. Состояние дорог тоже никто раньше не оценивал. Мы настояли, чтобы в актах было указано состояние. Чтобы потом нам, как обычно бывает, не говорили: почему вы раньше это не фиксировали.

В каком состоянии эти дороги?

– В ужасном.

Это только в Запорожской области или вообще в Украине?

– Думаю, везде. Ведь эти дороги всегда финансировались по остаточному принципу. Кроме того, в последнее время было понятно, что рано или поздно эти дороги у Укравтодора заберут, это тоже не способствовало тому, чтобы им уделялось особое внимание. Служба автодорог в Запорожской области освоила в 2017 году около 524 миллионов гривен, из них на местные сети - только 59 миллионов, то есть 10%. Дороги внутренней сети находятся в самом критическом состоянии. У нас некоторые, к тому же, разбиты военной техникой. К положительным моментам можно отнести то, что на дорогах внутренней сети нет мест концентрации ДТП, потому что движение по ним обычно менее интенсивное. Это немного нивелирует их плохое состояние, но не является аргументом, чтобы не приводить их в порядок.

С принятием дорог местного значения на баланс области получили ли соответствующее финансирование из госбюджета?

– Да, оно рассчитывалось из протяженности дорог. Согласно Закону о Госбюджете, мы получили 479 миллионов гривен. В прошлом году кроме уже названных 59 миллионов на дороги внутренней сети было направлено 18 миллионов гривен из районных бюджетов (освоено 16 миллионов) и 19 миллионов - из областного.

То есть, в этом году на внутреннюю сеть вы сможете потратить в пять раз больше?

– Нет, еще больше. Ведь будет финансирование районов и деньги от таможенного эксперимента, согласно которому 50% перевыполнения плана таможни идет на дороги.

Но наша таможня, об этом недавно говорил губернатор, не может похвастаться сверхдоходами, крупный бизнес бежит из нее...

– Да, здесь есть проблемы. Есть много причин, по которым это произошло. Действительно, 40% предприятий перешли на обслуживание в другие таможни: Днипро, Одесса и др. Некоторые наши заводы полностью перешли на обслуживание в другие таможни, некоторые растамаживают "на стороне" от 60% экспорта-импорта. Из 250 млн перевыполнения бюджета, которые запорожская таможня получила в прошлом году, 80% составляли платежи за растаможку топлива для Запорожской АЭС, но даже здесь колебались, где растаможивать: в Запорожье или в Николаеве. Однако таможенный эксперимент продолжается, поэтому средства на дороги из этого источника мы получим. Из 250 млн в прошлом году мы освоили 82 млн, остальные - около 170 - перешли на этот год.

На какие именно дороги будут направлены средства таможенного эксперимента: на внутреннюю сеть или, все же, на дороги государственного значения?

– Требований в законе - потратить их на государственные дороги или, наоборот, внутренние, нет. Конечно, мы хотим, чтобы эти средства пошли на дороги местного значения. Поэтому здесь все зависит от наших депутатов, администрации, чтобы были пролоббированы в том числе внутренние дороги.

Для финансирования содержания и ремонта дорог вы собираетесь создать Дорожный фонд. Зачем? Когда он будет создан? Из каких источников он будет наполняться?

– Проект решения о создании областного дорожного фонда мы подготовили. Его должны рассмотреть на ближайшей сессии облсовета. Функция у фонда чисто формальная, техническая - аккумулировать средства на внутренние дороги в одном месте. Наполняться он будет из четырех источников: субвенция из государственного бюджета, таможенный эксперимент, средства общего фонда областного бюджета и средства местных бюджетов - районных, ОТО.

Увеличилась ли в связи с передачей дорог штатная численность сотрудников Департамента? На сколько? Какие специалисты нужны, чтобы эффективно руководить запорожскими дорогами?

– Непосредственно заниматься дорогами внутренней сети будут два департамента облгосадминистрации. Мы, то есть Департамент промышленности - балансодержатели, заказчик работ - Департамент капитального строительства. Было предложение сделать заказчиком Службу автодорог, но тогда была бы потеряна сама логика децентрализации, ведь Служба автодорог - это вертикаль Укравтодора. Мы потеряли бы таким образом часть влияния на ситуацию. В том формате управления дорогами, который мы приняли, и депутаты, и ЗОГА получили рычаги влияния.

Почему именно Департамент капитального строительства – потому что это подразделение ЗОГА с особым статусом. Он не финансируется из государственного бюджета, а живет за счет предоставления услуг по технадзору. Те 2%, которые он получит, выступая заказчиком, это минимум 9,4 млн грн за этот год. Эти средства осядут в Департаменте капстроительства. Поскольку он отвечает также и за другие объекты социальной инфраструктуры и время от времени ему вменяют неудовлетворительное качество выполненных работ, то теперь он получит дополнительные ресурсы для повышения качества своей работы. Функции же балансодержателя - это администрирование, контроль.

Два департамента ЗОГА нуждаются, в связи с принятием дорог, в увеличении штатной численности. Департаменту капитального строительства требуется около 20 специалистов, Департаменту промышленности и инфраструктуры - 12. Поскольку нам предстоит администрировать, инвентаризировать, амортизировать или увеличивать балансовую стоимость (ибо с освоением средств капитализация внутренней сети будет расти), вести претензионно-исковую работу, то нужны бухгалтеры, экономисты, юристы. Ведь балансодержатель - это еще и суды, обращения в полицию. Срезали остановку, украли дорожный знак, кто-то разбился, боже упаси, в ДТП. Кто виноват? Балансодержатель! Мне на днях уже пришло письмо от полиции с требованием в месячный срок обустроить дорогу дорожным полицейским. И это только начало.

Кроме того, мне нужны четыре человека - специалисты в области дорожного хозяйства. Потому что, имея такое хозяйство, мы, как балансодержатель, должны понимать и контролировать все, что происходит на объектах. Будут созданы новые структуры, в Департаменте капитального строительства управление дорожного комплекса. У нас усилится бухгалтерский учет и экономическая служба.

Усилятся - это в будущем времени. То есть штатная численность еще не увеличена?

– Уже увеличена на две единицы. На одну - с 1 января. На вторую - с 1 февраля.

Немного.

– Да. В Службе автодорог, которая до 1 января заботилась о 7000 км дорог, 70 сотрудников. Теперь у них осталось немногим больше 2000 км дорог, но никаких сокращений там не произошло. Мы ждем увеличения штатной численности, потому что без тех специалистов, которых я назвал, мы просто не справимся с возложенными на нас задачами.

Конкурс на содержание дорог выиграл облавтодор, который и до этого выступал в качестве генподрядчика. В чем же тогда изменения? Получит ли местный дорожный бизнес или не местные, но частные предприятия возможность принять участие в содержании и строительстве дорог в качестве генподрядчиков?

– Несмотря на то, что облавтодор - по сути, предприятие-банкрот, он имеет большие преимущества над другими подрядчиками. А именно - разветвленную сеть райавтодоров, достаточное количество техники и собственные асфальтовые заводы. Поэтому облавтодор традиционно является победителем конкурсов на эксплуатационное содержание дорог как в летний, так и зимний период. Он выиграл два тендера на сумму 2,8 млн грн на содержание дорог в течение трех месяцев - с 18 января. Ни один другой подрядчик, ни "Шляхбуд", ни ЕЛАУШ, даже славноизвестный турецкий "Онур" (компания, которая ведет ремонт дороги "Запорожье - Днипро" - Ред.) не потянут зимнее содержание: оперативные уборки, посыпки и т. п. во всех уголках Запорожской области, не имея такой разветвленной сети, как у облавтодора. Если мы разбивали бы содержание дорог на лоты, тогда сложилась бы ситуация, когда в конкурсе на одни участки была бы куча желающих, а на другие - отдаленные, сложные, - ни одного, потому что бизнесу это было бы не выгодно. Однако в том, что касается ремонта, строительства конкретных дорог, дорожный бизнес может победить в конкурсах и выступать уже не в качестве субподрядчиков для облавтодора, а в качестве генерального подрядчика.

То есть определенный толчок развитию местных дорожных компаний децентрализация дорог даст?

– Думаю, да.

Кто занимался содержанием местных дорог в первые дни января, если вы говорите, что облавтодор приступил к выполнению этих обязанностей по договору только 18 января?

– Нам повезло с погодой, начало января был бесснежным. Но мы прогнозировали такую ситуацию, поэтому с осени ориентировали райадминистрации быть начеку.

Когда будут определены местные дороги, которые будут ремонтировать в этом году?

– От территории массово начали поступать соответствующие заявки, должны их обобщить. Приоритетность будет определяться коллегиально. Прежде всего, будем приводить в порядок дороги, ведущие к школам, детсадам, больницам, а также те, по которым осуществляются регулярные пассажироперевозки.

Несмотря на значительные суммы, которые в этом году область может потратить на дороги, не станет ли главным приоритетом политическая составляющая?

– Политическая составляющая всегда играет свою роли, но основные критерии, по которым будут определяться приоритетные для ремонта дороги, я назвал.

Когда начнутся работы?

– После весеннего обследования, которое откорректирует информацию о состоянии дорог, которая сложилась у нас есть сейчас.

Вы сказали, что состояние внутренней сети дорог везде почти одинаково плохое. Это не удивительно, ведь был один держатель и одинаковые подходы. Сейчас держателей более двух десятков. Значит ли это, что со временем состояние местных дорог в каждой области изменится в зависимости от того, как "нахозяйничают" облгосадминистрации?

– С одной стороны, средства госбюджета выделялись, несмотря на протяженность дорог. С другой, да, теперь по их состоянию в тех или иных регионах можно будет оценить уровень компетентности, эффективности, оперативности держателей. И коррупции тоже.

По каким критериям вы предлагаете запорожцам оценить в конце года уровень компетентности ЗОГА в содержании дорог?

– По освоению средств.

А качество?

– Как показывает практика, качество рядовым пользователям дорог трудно оценивать объективно. Даже про отремонтированный участок "Запорожье - Днипро - Борисполь" я слышал разнообразные оценки.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme