"Лайкни меня": Как запорожские политики работают с соцсетями

"Оппоблоковцы" доверяют агитацию в "Фейсбуке" преимущественно специалистам. "Демократы" больше "дружат" с социальными сетями, время от времени устраивая интернет-баталии

"Лайкни меня": Как запорожские политики…

Политическая агитация в интернете, в частности в соцсетях, давно превратилась из "ноу-хау" в привычную вещь. "Фейсбук" в известной степени уравнял "тяжеловесов" политики, "нераскрученные" партии и лидеров: теперь у каждого есть шанс быть услышанным, даже не имея доступа к телеэфирам. С другой стороны, политические силы тратят часть ресурсов на системную интернет-агитацию. Вероятно, со временем внимание партий к работе с аудиторией соцсетей будет только расти.

Портал Depo.Запорожье проанализировал, как работают в "Фейсбуке" (который сейчас является соцсетью №1 для украинцев) запорожские ячейки партий и их отдельные представители.

Страницы местных партийных организаций

Местные отделения почти всех заметных партий давно позаводили страницы в соцсетях в форме пабликов или, реже, групп. Собственно "фейсбук"-представительство может стать полноценной заменой сайта, а денег не требует. Страницами больших и богатых партий, очевидно, занимаются отдельные люди, которые получают за это деньги.

Когда речь идет о количестве подписчиков той или иной страницы, следует иметь в виду, что оно не является показателем популярности соответствующей партии.

У страницы областной организации "Оппоблока" - около 1800 подписчиков. Кроме нее есть страницы районных и городских организаций, отдельных приемных в областном центре. Новые сообщения появляются почти каждый день. Язык - преимущественно русский. "Лайков" под сообщениями – считанные единицы, комментариев – еще меньше. Единственный человек, который постоянно комментирует на странице (и, похоже, делает это не только "по работе", но и "от души") – "запорожсталевец" Иван Серпокрыл. Некоторые сообщения набирают по 15-20 распространений, однако это преимущественно репосты на страницы "районок" и городских организаций. При этом делаются они почти одновременно – скорее всего, это дело рук одного и того же человека.

Администрация местной "оппоблоковской" страницы часто заказывает ее рекламу на "Фейсбуке", и тогда она "всплывает" в ленте новостей даже у тех, кто на нее не подписан.

У другого "тяжеловеса" отечественной политики, "БПП - Солидарность", есть только страница областной организации, которую читают примерно 2800 пользователей. Сообщения публикуются несколько раз в день. Язык – только украинский, тематика – в основном деятельность депутатов-запорожцев от БПП. Комментариев и лайков почти нет, репосты делают одни и те же люди, очевидно, причастные к партии.

Основная страница запорожских "укроповцев" имеет 2600 подписчиков. Наполняется она неравномерно: периоды особой активности (прежде всего дни сессий городского и областного советов) могут чередоваться с многодневным "молчанием". В отличие от большинства других партийных сообществ, здесь в комментариях возникают жаркие дискуссии. При этом критику в адрес "Укропа" отсюда не удаляют, даже если она содержит личные оскорбления.

Как и "Оппоблок", "укроповцы" иногда рекламируют свой ресурс в соцсети.

Кроме запорожской (фактически городской и областной одновременно) страницы есть еще энергодарская (более-менее активная) и бердянская (давно заброшена).

Запорожские "радикалы Олега Ляшко" имеют группу на 3400 человек. Это больше, чем у всех других политических сил, но, напомним, эта цифра ни о чем не говорит. Обновляется страница несколько раз на день. Больше всего здесь распространений постов и видео самого Ляшко. Кстати, каждый репост "лайкает" лично партийный лидер (или тот, кто ведет его страницу). Материалов по местной проблематике немного. Отдельное сообщество также есть у местной "молодежки" РПЛ.

А вот у страницы областной "Батькивщины" аудитория неожиданно мала – всего 160 человек. Реакция на сообщения тоже мизерная. Правда, в начале сентября один пост таки наделал шума в "Фейсбуке". Администратор страницы, размещая ссылку на комментарий известного партийца Сергея Власенко, случайно не убрал инструкцию (которую, очевидно, разослали во все регионы): "Поставить на паблики: партийные". В принципе, никакого "криминала" здесь нет (скорее всего так же работают и другие партии), да и ошибку через несколько часов исправили, но оппоненты "потролили" "тимошенковцев". "Даже пресс-секретарю впадло было почитать и хватило только на копи-паст", - написал известный блогер Денис Пятигорец.

В "Самопомочи" кроме главной запорожской страницы (1400 читателей) есть еще несколько городских и районных – мелитопольская, энергодарская, токмакская и бердянская (правда, последняя – "мертвая"). Заметно, что их наполняют люди именно из этих городов, а не один администратор в Запорожье (как в "Оппоблоке").

У "Свободы" есть областная группа на 2000 человек и страница на 1200. Отдельное "фейсбук"-представительство – у бердянской организации. Новые посты появляются раз в несколько дней.

"Правый сектор", хоть и зарегистрирован в качестве политической партии, воспринимается прежде всего как общественное движение. И паблик местной ячейки ПС (1200 подписчиков) не похож на партийный.

На страницу запорожского "Демальянса" подписаны примерно 800 пользователей. Сообщений об активности местных партийцев здесь давно не было.

Паблик "Движения новых сил" значительно активизировался в последнее время – во время "трансграничного прорыва" партийного лидера Михеила Саакашвили через границу, а также его визита в Запорожье.

Про "офлайновую" деятельность запорожского отделения партии "За життя" горожане пока не слышали, а вот группа в "Фейсбуке" у них уже есть. При чем это именно группа с возможностью добавлять людей без их разрешения – и тамошние админы этой возможностью пользуются. Отсюда и солидное количество читателей – 1300. По содержанию – полный хаос: каждый публикует, что ему заблагорассудится, и о том, что это - партийное сообщество, напоминают разве что регулярные репосты лидера "За життя" Вадима Рабиновича.

Потихоньку начинает заявлять о себе запорожское отделение партии "Успешная страна", которую основал беглец-соратник Януковича Александр Клименко. На их страницу подписаны 260 человек. По сравнению с группой "За життя" здесь больше материалов на запорожскую тематику.

Сообщество "Нашего края" скорее мертво, чем живо. Заметно, что всерьез им не занимаются: только 80 читателей и несколько постов в месяц.

"Новая политика" имеет фракции в городском и областном советах, а вот страницу в "Фейсбуке" до сих пор не завела.

Нардепы и топ-чиовники

Губернатора Константина Брыля, как человека президента, неофициально относят к лагерю БПП, а мэра Владимира Буряка – к "Оппоблоку". Оба имеют профили в "Фейсбуке", но никаких партийных симпатий в заметках они не выражают. То же самое можно сказать и о странице председателя облсовета Григория Самардака.

Среди нардепов от Запорожской области в соцсети зарегистрированы все, кроме двух (Владимира Бандурова и Вячеслава Богуслаева). Уровень "фейсбучной" активности парламентариев абсолютно разный – от страниц, которые обновляются чуть ли не каждый день (Игорь Артюшенко, Евгений Балицкий, Николай Фролов) в давно заброшенных и "заспамленных" другими пользователями (Петр Сабашук, Вадим Кривохатько, Сергей Валентиров).

Явную привязку к тем или другим политсилам можно заметить на страницах двух депутатов – председателя областной организации БПП Артюшенко и "оппоблоковца" Балицкого. При этом у Артюшенко целых две страницы – личная (которую ведет он сам) и официальная депутатская (ею занимается пресс-служба).

"Фейсбукером №1" среди запорожских депутатов однозначно можно назвать Ярослава Гришина – лидера местных "укроповцев". Прежде всего не по рейтингу, а по активности: Гришина всегда и везде много. Не в последнюю очередь это достигается за счет привычки депутата "тегать" в своих постах всех подряд: коллег, однопартийцев, журналистов и блоггеров. Многих это раздражает вплоть до удаления из друзей и бана. Немало насмешливых комментариев вызвала манера Гришина "лайкать" самого себя.

Партийной агитации в "Фейсбуке" Гришина едва ли не больше, чем на упомянутой выше "укроповской" странице. Другой "укроповец", Михаил Прасол – давний друг по жизни и верный "оруженосец" в политике для Гришина. В соцсетях – тоже. При этом похожи содержание сообщений и стиль общения, а также "теганье" друг друга привели к тому, что их вообще почти не различают и не воспринимают поодиночке. К тому же в этом году примерно в то же время оба начали писать в "Фейсбуке" на украинском.

Еще одна "фишка" запорожского "Укропа": к интернет-баталиям с участием их депутатов (а они возникают постоянно) мгновенно подключаются десятки других партийцев. В случаях особо острых конфликтов (например, с депутатом Татьяной Ковылиной после ее исключения из "укроповской" фракции) это становится более похожим на травлю. При этом у многих наблюдателей возникает впечатление об искусственности этого процесса – будто всем партийцам одновременно выслали инструкцию, где и про кого писать.

"Площадкой" для агитации является и профиль заместителя председателя облсовета и лидера местной "Самопомочи" Владислава Марченко. Кстати, одна из его любимых тем – "троллинг" Гришина и Прасола, бывших соратников и нынешних оппонентов. В регулярных "обменах любезностями" Марченко обычно выглядит несколько сдержаннее, чем "укроповцы".

Недавно лидер запорожской "Самопомочи" заказывал "Фейсбуку" платную рекламу личной страницы.

Менее рьяно, но все равно активно рекламируют свои партии в соцсетях местные депутаты Александр Константинов (БПП), Игорь Чумаченко ("Оппозиционный блок"), Александр Старух ("Батькивщина"), Алексей Басов ("Новая политика"), Юрий Ружин ("Радикальная партия Ляшко") и другие.

Активисты, блогеры, политологи, "порохоботы" и "изменофилы"

Эта группа является наиболее "аморфной", и определить ее границы довольно сложно. Можно охарактеризовать ее по-другому - активные запорожские "Фейсбук"-пользователи, проявляющие в заметках симпатии к той или иной политической силе. Одни, вероятно, делают это из искренних убеждений, другие на профессиональной основе. К тому же некоторые из них сами являются членами соответствующих партий или помощниками депутатов. Выяснить доподлинно, что именно побуждает того и другого человека публично поддерживать, скажем, "Батькивщину" или "Укроп", практически невозможно, поэтому можно лишь делать предположения.

За "Оппозиционный блок" и "заводскую" команду Владимира Буряка (а сам он, напомним, формально беспартийный и внефракционный) наиболее заметно "топят" Владислав Николаев и Иван Серпокрыл. Первый – профессионал, позиционирующий себя в качестве "независимого политолога", но всегда был близок именно к "регионалам" и "оппоблоковцам". Второй – активист "запорожсталевской" "молодежки" с типичными взглядами электората Януковича. Николаев делает все более элегантно, с фактажем и имитацией "беспристрастности", Серпокрыл – задорно, с энутзиазмом, агрессией и бранью в сторону оппонентов.

Порошенко и его партии симпатизируют Роман Пятигорец и Алексей Мосейко. Первый известен как политолог и волонтер, второй – как лидер местной "Просвиты". Обоих считают близкими к лидеру местной "Солидарности" Игоря Артюшенко. Не удивительно, что в их адрес часто звучат обвинения в "порохоботстве". Пятигорец, не отрицая своей приверженности к президенту и его команде, в то же время не согласен с использованием термина "порохобот". "Я живой человек – какой из меня бот?" - говорит он.

К противоположному лагерю, так называемых изменофилов, можно отнести Ирину Лех и Юрия Хохлова (РПЛ) и Викторию Чикалову ("Укроп").

Отдельно от всех стоит Максим Иванищев. По убеждениям его можно отнести к "изменофилам". В последнее время он регулярно "светится" везде как представитель "Движения новых сил" - в частности, "отличился" перед камерами во время прорыва границы Михеилом Саакашвили.

Феномен Иванищева-блогера заключается в том, что здесь, очевидно, имеет место искусственная "раскрутка" страницы. Он пишет довольно банальные вещи (к тому же не факт, что пишет именно он – по крайней мере один раз его ловили на "фейсбучном" плагиате), но его сообщения набирают сотни и тысячи репостов (преимущественно это делают страницы, похожие на ботов - в частности без аватарок).

Боты

Уже ни для кого не является секретом существование тысяч и тысяч фейковых "фейсбучных" профилей, которые на чей-то заказ пишут посты или комментарии, способствуя формированию общественного мнения. Первые шаги в этом направлении делаются и в Запорожье. Самый известный местный бот – "Виктория Наумова". Профиль явно был создан в интересах команды мэра и "Оппоблока". Почти все сообщения на странице посвящены "победам" городской власти (иногда еще – провалам областной).

"Наумова" сама добавляется в друзья к многим горожанам и активно комментирует на их страницах. В журналистской среде звучала информация о том, кто на самом деле ведет страницу и кому из местных партийцев этот человек подотчетен, но это только слухи.

В последнее время некоторые запорожцы замечают увеличение количества запросов в друзья от вероятных ботов.

"В последний месяц или больше ботофермы "качаются" - не дай бог. Фоток подбирают по несколько - явно от реальных людей. Работа кипит, и деньги в нее явно вложены. И каждый френдинг "на автомате" от реального человека делает работу по выявлению ботоферм сложнее. А у некоторых молодых и энергичных политиков количество лайков и шеров зашкаливает внезапно", - рассказала в "Фейсбуке" аналитик социальных медиа Ольга Сидорова.

В чьих интересах создаются эти боты, пока непонятно, но вполне вероятно, что "волна" связана с приближением выборов.

А вот Роман Пятигорец не склонен считать, что боты в дальнейшем будут играть какую-то заметную роль в избирательных кампаниях.

"При помощи "ботоферм" проталкивает свои интересы прежде всего Россия. А на запорожском уровне это не слишком интересно основным игрокам. В частности "Оппоблоку" - просто их аудитория не очень сидит в "Фейсбуке", они больше читают районные газеты. С их ресурсами они могли наплодить тысячи ботов, а по факту есть одна "Наумова" на весь город", - отмечает он.

Итак, несмотря на технический прогресс и "всеобщую интернетизацию", все же не стоит преувеличивать роль соцсетей в политическом процессе. Крайне низкий "коэффициент полезного действия" имеют официальные страницы партий – кажется, их почти никто не читает даже среди партийцев. Эффективными являются агитация на депутатских страницах, посты "лидеров мнений" и, в какой-то степени, боты.

Запорожские "оппоблоковцы", учитывая их ресурсы, занимаются "Фейсбуком" быстрее "для галочки", при этом доверяя это дело "специально обученным людям". Системность у них есть, а вот "огонька", который в соцсетях всегда уместен, не хватает. "Новая политика" и "Наш край" в этом направлении вообще почти не работают. Другое дело – у "демократов": здесь и посты, которые пишут лично депутаты, и "баталии" в комментариях, и рвение. Правда, иногда излишний энтузиазм в политической интернет-пропаганде превращается в навязчивость, выходит "в минус" и начинает раздражать.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme