Без "домашек" и оценок: Как запорожские педагоги учатся учить по-новому

Во вторник, 5 августа, парламентарии проголосовали за реформу образования. А тем временем сотня украинских школ уже проводит эксперимент с новыми стандартами обучения

Утро одного из первых учебных дней в запорожской школе №91. Малышей-первоклашек заводят в кабинет. Интерьер класса частично напоминает детский садик: в центре комнаты – ковер с подушками, на столе и полках – игрушки. Есть и парты, но расставлены они необычно – взгляды детей направлены не только на доску и учителя, но и друг на друга. А вот учебников у "первоклашек" не видно.

День для учащихся начинается с "утренней встречи". Они садятся кругом на ковер, после чего рассказывают о себе и своих предпочтениях. Далее им устраивают игры, что постепенно адаптируют детей к школьным условиям, взаимодействию с педагогом и между собой. Перед перерывом учительница включает на телевизоре ролик с мишкой, который поет, и малыши радостно подпевают и танцуют.

Все это – эксперимент в рамках проекта "Новая украинская школа", часть образовательной реформы, которую Верховная Рада приняла 5 сентября. Проект, в частности, предусматривает переход школы на 12-летнее обучение и индивидуальный подход к ученикам.

Запорожская 91 школа стала одной из четырех в области и единственной в городе, в котором педагоги на практике проверяют разработанную министерством концепцию. Летом учителя, которые задействованы в пилотном проекте, ездили в Киев на десятидневный тренинг.

"Немало запорожских школ подали заявки на участие в проекте, но из городских выбрали именно эту", - говорит директор городского департамента образования Юлия Погребняк.

Как объясняет учительница Юлия Зонюк, первый класс "Новой украинской школы" должен прежде всего постепенно, в мягкой игровой форме адаптировать детей к учебе. В советской школе ученика с первых дней заставляли сидеть за партой тихо и не шевелиться. Теперь первые школьные недели для малыша не должны радикально отличаться от того, чем он занимался в садике. Игры и развлечения шаг за шагом превращаются в обучение. Детей в этом возрасте переполняет энергия, им трудно высидеть весь урок. Поэтому для них делают короткие перерывы, разминки, они танцуют, водят хороводы, делают упражнения для глаз.

Перерыв для первоклассников длится немного дольше, чем для всех остальных. Сейчас в первом классе каждый день три урока, позже будет четыре.

Кроме обычных уроков (математика, украинский язык, физкультура и т. п) есть еще интегрированные – на них определенная тема раскрывается с разных сторон, с использованием элементов различных предметов. Есть вариативный предмет, который для первоклассников выбирают на общем совете родителей и учителей. В этом году выбрали каллиграфию.

Каждая неделя в первом классе тематическая. Тема первой недели, "Я в школе", предполагает знакомство ребенка с правилами поведения во время обучения. При этом ученикам пытаются объяснить, зачем правила нужны и почему не получится жить без них.

"Вот представьте: если на дороге каждый водитель будет ехать без правил, как ему вздумается – что тогда будет? Начнется беспорядок! Так и у нас – правила помогают нам самим", - объясняет класса Юлия Зонюк.

Оценки детям пока не ставят – только устно хвалят, если ученик демонстрирует успехи. Кроме того, вскоре ученики будут оценивать себя сами. Инициаторы образовательной реформы пытаются преодолеть унификацию в оценке работы ученика, помогать формированию его как творческой личности.

"Привычные оценки начнутся со второго семестра второго класса – при чем сначала это должен принять спецсовет. Дневников у первоклассников по новой концепции тоже нет. Как и домашнего задания и учебников", - говорит заместитель директора школы Нина Егорова.

Даже первоклассники не носят портфели с тетрадками и пеналами домой – все остается в классе. Это способствует ощущению комфорта, с которым у детей будет ассоциироваться школа.

В этом году педагоги 91 школы будут работать с первоклассниками "методом проб и ошибок", проверяя на практике и "шлифуя" предложенную министерством программу. Вместе с ними это будут делать в сотне других украинских школ, которые присоединились к пилотному проекту. После этого они поделятся опытом с министерством, расскажут, что в концепции уже работает как следует, а что следует исправить. А уже со следующего года по новой системе будут учиться все первоклассники.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье

Метки: #школа