Запорожский "неписанковый" край: По каким традициям потомки казаков яйца расписывают

Запорожские художники воссоздали узорную магию, которая родом из исторических глубин степного края
 

Запорожский "неписанковый" край: По каки…

С давних времен по территории современной Запорожской области, по бескрайним степям за Днепровскими порогами, по которым пролегал млечный путь, путешествовали не только торговые караваны. Испокон веков этот край привлекал захватчиков, беспощадно орудовавших здесь огнем и мечом. Киммерийцы, скифы, сарматы, половцы... А впоследствии запорожские казаки, как и их давние предки, защищали свои земли от врагов и снова восстанавливали истребленные поля и поселения. Прошлое столетие по своей жесткости не отличалось от монгольского нашествия: Первая и Вторая мировые войны, голодоморы, раскулачивание, индустриализация – всесокрушающим колесом прокатились по здешним степям. Естественно, что в этих адских кругах трудно было сохраниться человеческому имуществу, бытовым вещам, которые могли бы сегодня рассказать о тех или иных особенностях здешнего декоративно-прикладного искусства. Касается это и писанок.

Памятник украинской писанке на острове Хортица

 

Традиция расписывать яйца намного старше Пасхи, но ни одного археологического доказательства этому на Запорожье нет. Правда, в некоторых курганах во время раскопок исследователи находили скорлупу яиц, однако без каких-либо художественных признаков. Уцелели пиктограммы в гротах Каменной могилы – письменность, которая старше шумерской. Впрочем, нет никаких оснований утверждать, что подобные рисунки могли быть на тогдашних обрядовых яйцах.

Все это вместе заставило современных украинских специалистов декоративно-прикладного искусства вынести вердикт: Запорожский край – неписанковый. Но каким же было их удивление, когда на выставках мастеров запорожцы презентовали собственные работы, профессионально поэтизующие древние традиции запорожской степи.

Инга Янкович

 

В экспозиции Запорожского областного художественного музея – более трехсот писанок. Еще сотня – в частной коллекции его директора Инги Янкович. Последние – в основном собственной росписи. Мастерица любит экспериментировать, используя разную технику, и всегда с добрыми пожеланиями и молитвами, ведь это, согласно традициям, наполняет ее произведения определенной магией. Когда только-только увлеклась этим искусством, копировала узоры традиционной писанки. Исследовала, изучала, потом начала писать свои – авторские, но четко придерживаясь канонического символа Солнца. "Писанка - это символ Солнца, символ весны и возрождения. В давние времена, вероятно, яйца-писанки писали для обряда на весеннее равноденствие. С писанкой связывали создание мира, а Солнце – как составляющая этого возрождения. В гротах Каменной могилы, в частности, также немало символов, которые отождествляют создание мира с возрождением, но их не стоит связывать с писанкой", - считает директор музея.

Мастер соглашается, что на территории нынешней Запорожской области писанки писали в древние времена, вот только сведений об этом, к сожалению, не сохранилось. По словам Янкович, запорожские древние писанки могли быть в нескольких музеях, коллекции которых утрачены. В частности, в музейной коллекции в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург, Россия) насчитывалось примерно пять тысяч писанок – все были уничтожены во время Второй мировой войны. В музее Скаржинской в Полтаве имели более двух тысяч писанок, которые также во время войны бесследно исчезли, хотя и сохранился каталог с ними. Возможно, были писанки и в других музеях, однако во время эвакуаций ими занимались меньше всего. "Что касается запорожских писанок, я встречала только зарисовки в альбоме Эраста Биняшевского, изданного в 1968 году. Там две писанки: одна с названием "Рожа", а другая "Дубовый листочек", обозначены как запорожские. Собственно, о запорожских писанках больше ничего неизвестно. Прежде всего потому, что не сформировалась традиция, ведь все писанки, которые на нашей территории могли быть, принадлежали переселенцам из Полтавской, Черниговской, Киевской областей, которые с собой могли привезти эту традицию. И еще одна важная вещь. Когда раньше общалась со своими сотрудниками, спрашивала, почему у нас в музее так мало вещей, представляющих Запорожскую область. Наш музей в 1971 году собрал коллекцию декоративно-прикладного искусства. Есть интересные экспонаты из Полтавы, Чернигова, Киева, Западной Украины, а вот именно Запорожья мало. Выяснилось, что когда наши исследователи еще тогда, в 1970-х годах, ездили по селам Украины, когда еще можно было что-то собрать, то крестьяне Запорожской области говорили, что у них ничего нет, потому что были война и голодоморы. Что, собственно, негативно повлияло и на традиции писанкарства, в частности. Поэтому имеем очень мало сведений о запорожских писанках", - констатирует директор.

Запорожские писанки из альбома Эраста Биняшевского

 

Но даже если местная писанкарская традиция совершенно утрачена, существует традиция культурная, историческая, опираясь на которую, можно попытаться воссоздать аутентичную запорожскую писанку. Этим, в частности, занимается заслуженный мастер народного творчества Украины, член Национального союза мастеров народного искусства Украины Галина Павлив.

Галина Павлив

 

Родом мастерица из Прикарпатья, но судьба прочно связала ее с легендарным казацким краем. Именно в Запорожье Галина, выпускница художественно-графического факультета Прикарпатского университета имени Василия Стефаника, прославилась своими исследованиями и воспроизведением кукол, которыми в старину играли дети запорожцев. Эти игрушки делали, так сказать, из подручного материала, в частности, из высушенных тыкв, соответственно разрисованных. Называли их рохкальцами и калаталками из-за шороха семян в середине. Создавая своих кукол по этой давней традиции, Павлив усовершенствовала их изысканной росписью. В ее коллекции несколько сотен тематических исторических образов, а также кукол-казаков с разными характерами и настроениями. Кроме них, мастерица создает писанки, причем исключительно по мотивам истории Запорожского края, в частности, казацкой эпохи. Говорит, что правильно называть их малёванками, потому что пишутся кистью и на страусиных яйцах. А вот, на Пасху яйца разрисовывает муж Галины Степан – в лучших прикарпатских традициях. "Я не имею времени, потому что готовлю паски и всякую всячину, а Степан делает малёванки", - рассказывает Павлов.

Мастерица отмечает, что без магии писать писанки нельзя. Орнамент, нанесенный на яйцо, гораздо информативнее вышивки и даже превосходит все, что есть в декоративно-прикладном искусстве. "Конечно, это магия. Потому что писанка даже имеет свою азбуку, свои цифровые знаки, свои обозначения в месяцах, годах. Каждый может свою писанку написать и орнаментом сказать, в каком году и месяце родился, в какое время года. Конечно, это волшебно. Настолько волшебно, что волшебнее специальности нет. Это относительно орнамента. Вторая магия – это именно создание писанки. Потому что, когда горит свеча, пахнет воск, из-под писачка получается какой-то орнамент... Сначала писанка никакая - черная, и когда ты на свече начинаешь ее зачищать и вычищать, и начинает появляться мини-шедеврик, то, конечно, это магия, которую сравнить не с чем", - говорит Галина.

Павлив написала много писанок с традиционными орнаментами. Не меньше впечатляют также и писанки нового цикла мастерицы - трипольские. Писанки, как и кукол, она расписывает исключительно в своем видении, творчески переосмысливая древние знаки и обереги. Каждое, расписанные мастерицей яйцо, объединяет далекое прошлое с настоящим.

Создает запорожскую писанкарскую традицию, связанную с историей края, мастерица по зерновой писанке, руководитель городского объединения художников "Колорит" Наталья Бабенко. В свое время Наталья, по специальности инженер, даже не догадывалась, что найдет свое призвание в этом искусстве.

Наталья Бабенко

 

Писанки Наталья создает из глины и семян. Ее работы побывали в Японии и Чехии, а также на различных выставках в Украине. "В 1990-е годы была жажда к изучению наших исторических корней. Интернета не было, литературы - почти никакой. Но меня почему-то всегда притягивала именно тематика писанок. С чего начать, даже и не знала. В то время ко мне попал альбом "Писанки на Украине" с зарисовками Эраста Биняшевского. Он физик по специальности, ездил по Украине, собирал сведения о писанках. В его альбоме есть две запорожские - одна с дубовыми листьями, на второй – солярный символ. По этому альбому мало-помалу, адаптируя орнаменты разных регионов, я начала их выкладывать семенами по глиняной форме... Они выходили такие яркие, необычные. Меня поощряло любопытство людей к этим моим творениям. Когда я делала, не понимая, что я делаю, а людям это нравилось. Вот так и появилась моя зерновая писанка. Хотя писанкой ее нельзя назвать, на самом деле. Во-первых, это не натуральное яйцо. Во-вторых, писанка – это то, что пишется писачком", - рассказывает мастерица.

Натальины зерновые писанки украшены исключительно природным материалом. До нее подобного никто не делал. То есть первая такая писанка появилась именно в Запорожье. Через несколько лет после первых попыток, в 2001-м, зерновые писанки Бабенко экспонировались на открытии Музея писанки в Коломые. Восхищенные увиденным зрители не могли поверить, что мастерица из восточной Украины. "Самым большим комплементом было то, что никто не понял, что это человек из восточной Украины приехал с новой идеей в писанкарстве. Потом, когда выставка закончилась и меня пытались найти, искали где угодно, а когда нашли, удивились, что я в Запорожье. Потом у меня была серия выставок и мастер-классов в Киеве", - вспоминает Наталья.

Зерновая писанка уже сама по себе магическая. Зерно – является символом возрождения, а выложенные из него символы приобретают незаурядную позитивную энергетику. "Энергетика семени – это продолжение жизни. Все, что сделано с душой, несет позитив. К примеру, я не могу работать, когда у меня плохое настроение, когда мне тяжело на душе. Просто такой ступор – не могу и все. А когда создаю писанку, она как бы само по себе льется из меня", - признается Наталья.

На своем творческом пути, исследуя декоративно-прикладное искусство, мастерица собрала удивительную коллекцию: около ста писанок и декоративных яиц различных стилей и техник изготовления изделий из различных регионов Украины. В частности, традиционные, деревянные и кожаные писанки из Ивано-Франковской области, декорированные нитками - из Донецка, "травленые уксусом" - из Свердловска Луганской области, "трипольские" - из Киевской области, "резные" - из Ровно, лемковские, полтавские, тернопольские, винницкие "дряпанки", а также малёванки из Венгрии и каракованные писанки из Сербии. Но жемчужина коллекции, несомненно, - зерновые писанки, в которых живет, дышит, рассказывает свою невероятную историю "неписанковый" степной край.

Читайте также:

Юбилей исследований "царского" кургана в Запорожье: Как скифы с трактористом "привет передали";

Тайное оружие запорожцев: Как казацкре письмо ремейками обрастало;

Как национальный герой США "отреставрировал" запорожцам казацкие корабли.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme