"С самолета смотрю, хорошо ли хозяйничают": Как запорожский фермер в 60 лет стал пилотом

Всех людей можно поделить на две категории: тех, кто всю жизнь вздыхает "почему я не сокол", и тех, кто однажды, все же, полетит

Оксана Сабардина
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Запорожье
"С самолета смотрю, хорошо ли хозяйничаю…

Дельтаплан бежит, чуть подпрыгивая, по неширокой дорожке среди распаханных полей, еще один "прыжок" – отрывается от земли. Ветер, которого не слышно было внизу, вжимает в кресло, под его напором даже голову в шлеме сложно повернуть, но потом отпускает. Сначала внизу поле, по которому ползет маленький трактор, потом ланы в зелено-желтой кайме осенних деревьев. Еще один вираж – и открывается вид на окутанный серебристой дымкой Днепр. "Красиво? С земли такого не увидишь", – комментирует руководитель запорожского клуба сверхлегкой авиации Алексей Чирва.

За этими пейзажами и ощущением полета и приезжают люди в клуб села Нагорное, недалеко от Запорожья. Впрочем, его самую преданную аудиторию составляют те, кого однажды поманило и уже не отпустило небо. В числе них и 70-летний Леонид Горпынич – многолетний глава бывшего колхоза-миллионера "Победа" (ныне успешного одноименного сельскохозяйственного предприятия), находящегося на Гуляйпольщине. Вспоминает, как в свое время с нетерпением ждал прибытия в колхоз самолетов для химработ. "Спрашивают: "Ну, кто первый самолет берет? "Победа?". Кричу: "Беру". Всегда к летчикам цеплялся и катался с ними. Они делают, а я катаюсь", – с улыбкой рассказывает Горпынич.

О небе колхозник мечтал еще мальчишкой, а полетел сам на 61-м году жизни, когда уже был готов смириться с тем, что мечта останется неосуществленной. "С пацана хотел и не сложилось. А когда мне 60 лет исполнилось, сидел я на собственных именинах и мысленно подводил итоги. Вот и друзья у меня капитальные, и дети нормальные, и, вроде бы, достойно жизнь прожил. Это я так сам себе говорю. И лишь одно не сбылось: никогда в воздухе я сам не буду", – вспоминает мужчина.

Однако печальный вывод было сделано рано. Через несколько дней после юбилея Горпынич приехал в авиаклуб на праздник и увидел, как поднимает дельтаплан в небо пилот с одной рукой. Подумал: "Он с одной может, разве я с двумя не смогу?" И подступился к руководителю клуба: "А меня научишь?" Чирва ответил: "Конечно".

Освоив дельтаплан, глава колхоза не остановился и начал присматриваться к более серьезной технике: гирокоптерам (автожиров) – некоего "гибрида" самолета и вертолета. Пошел на специальные курсы, чтобы получить "права", так называемую PPL – лицензию приват-пилота, которая дает право на частные полеты. На курсах впервые сел за штурвал самолета и понял, что мечта наконец осуществилась.

Получив лицензию, Горпынич приобрел для хозяйства первый самолет отечественного производства. Впоследствии этот самолет продали, теперь любимая "игрушка" Горпынича – словацкий Viper. Летает на нем селянин над своей "Победой" и по делам. Кто-то на автомобиле, а он – на самолете. "Сейчас я уже пенсионер. А когда еще работал, каждое утро поднимался и осматривал поля, все хозяйство просматривал. Все сверху видел, знал, где, сколько, что делали, где начинали, где закончили. Да и сейчас тем же занимаюсь, я же основателем хозяйства остаюсь. Летаю, чтобы посмотреть, как они без меня хозяйничают", – улыбается Горпынич.

Летает также на всевозможные собрания единомышленников в другие регионы Украины, на самолете же добирается до аэродрома в Нагорном, на котором научился летать. Из Гуляйполя долетает сюда за 30-35 минут. "Это – со всеми сборами, взлетами-посадками", – говорит пилот. На автомобиле ехать полтора часа.

Горпынич хотя и очень колоритная фигура в числе постоянных посетителей запорожского клуба, но далеко не единственный из тех, кто осуществил здесь мечту детства. Предпринимателю Виктору Соболевскому, казалось бы, на роду было написано стать пилотом, ведь его отец летал на истребителе МИГ-25. Однако тоже не сложилось. Когда Виктор после школы выбирал, кем быть, наступили сложные времена, пилоты экстра-класса, как его отец, оставались без работы, и парень решил не рисковать. Вот только мечта о небе никуда не исчезла.

Соболевский "запал" на дельтапланы. От доски до доски прочитал книжку донецкого автора Гришаева о них, едва ли не единственную такую в Украине. Позвонил автору и спросил, где и как научиться управлять данными воздушными судами. Тот сказал: "Вы же из Запорожья, у вас там есть такой Алексей Чирва, обратитесь к нему". Соболевский обратился, и вот уже шесть лет летает.

Небо было детской мечтой и для руководителя клуба Алексея Чирвы. Сам он родом из Черниговщины. Когда был маленьким, семья жила неподалеку от Черниговского летного училища. "Смотрел на самолеты и заболел небом", – говорит Чирва. В летную школу парня не взяли, но он пошел учиться на авиаконструктора в Харьковский авиационный институт. Был распределен в Москву, однако в последний момент передумал и рванул в Запорожье, в котором побывал до этого на практике и влюбился в Хортицу и Днепр.

Именно Чирва стоял у истоков дельтапланеризма в стране, создав в 1977 году вместе с единомышленниками первый в Запорожье клуб дельтапланеристов, в котором собственноручно делали машины и летали на них. Для зажатого в тоталитарные тиски советского человека подобные клубы были единственной возможностью осуществить мечту о небе за пределами государственной авиации. Однако, что гораздо важнее, именно эти клубы стимулировали и развивали творческую конструкторскую мысль, потому что история человечества уже неоднократно доказала, что самые смелые и креативные проекты рождаются отнюдь не в "шарашках".

Не зря на создании клубов сверхлегкой авиации в авиационных предприятиях активно настаивал и всячески их поддерживал один из самых известных авиаконструкторов, разработчик самолетов "АН" Олег Антонов. "Вся авиация начиналась с маленьких машин. Королев, Антонов, Яковлев, Ильюшин – все они сначала строили маленькие планеры, самолеты. Потом больше и больше и в конце получалиь "Русланы" и "Мрии", – говорит Чирва. Несколько выходцев из запорожского клуба сейчас работают в области авиации в разных странах мира, в том числе и на ведущих авиапредприятиях наподобие "Боинга".

Запорожские дельтапланеристы приобщались к авиахимработам, помогали энергетикам обследовать линии электропередач, Государственной автоинспекции –поддерживать порядок на дорогах, журналистам – делать съемки с высоты птичьего полета, ученым – разыскивать затопленные в Днепре древние лодки. На данный момент эти функции постепенно перебирают и скоро возьмут на себя дроны. Но самую главную мечту человека – стремление к небу и полету они осуществить не смогут. Поэтому Чирва уверен, что у сверхлегкой авиации все еще впереди.

Без посадки дельтапланы способны преодолеть расстояние 500 километров. До войны члены клуба постоянно летали в Коктебель, а также в местные курортные Бердянск, Приморск, Кирилловку. "Ну, не то, чтобы без посадок, иногда садились на трассу в Зеленой Роще (село в Запорожской области, в котором вдоль трассы продают всевозможные перекусы, чай-кофе для путешественников, – ред.) кофе выпить", – со смехом рассказывают Соболевский с Чирвой.

Война значительно ограничила перелеты. И дело не только в том, что Россия аннексировала Крым, который являлся настоящей Меккой для любителей сверхлегкой авиации. Все любимые дельтапланеристами приморские территории Запорожской области в настоящее время получили статус приграничных, полеты там запрещены. Поэтому теперь пилоты наслаждаются преимущественно местными пейзажами.

Сезон дельтапланеризма длится целый год. Соболевский, машина которого оборудована подогревом сиденья, летал даже в феврале при температуре +2°С. Говорит, холод не чувствуется.

Несмотря на игрушечный вид, дельтапланы способны подниматься на высоту в четыре километра. Правда, на высоте в километр и выше начинает казаться, что машина зависла в воздухе, настолько медленно меняется картинка, которую видит пилот на земле. Хотя в это время дельтаплан движется со скоростью 80-100 километров в час.

Управлять дельтапланом при желании может научиться любой. Сколько уйдет на это времени, зависит от способностей человека. Кому-то хватает шесть вылетов, кому-то потребуются 30. В целом же учебная программа рассчитана на 25 часов полетов. Дальше можно до бесконечности совершенствоваться. Предприниматель Соболевский, например, совершенствуется уже шесть лет. Говорит главное, чтобы сверхцелью было небо. "Летчиком нельзя быть ради чего-то, люди, которые приходили сюда, чтобы научиться летать ради, например, коммерческой цели, быстро уходили. Надо просто любить небо", – подчеркивает пилот.

Фрезеровщик Максим Мороз, который месяц назад совершил свой первый самостоятельный полет, добавляет: "Небо очень привлекает. Мне кажется, кто хотя бы раз взлетел, попробовал это, то уже не отступится". Наверное, именно поэтому, когда дельтаплан касается колесами земли, к эмоциональному подъему приммешивается легкая, но ощутимая горечь потери неба.

Читайте также: 

Прерванный полет: Как луганский историк "нашел" в запорожском музее выдающегося деда

Память глины и пламя: Как в Запорожье по древнейшим технологиям рождается керамика;

Потапцы, тетеря, нардек: Как запорожский шеф-повар актуализирует старинную казацкую кухню.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme