Как запорожская полиция разоблачила преступника благодаря "гибридном убийству"

Полицейские заставили СМИ сыграть в их игру, чтобы спасти человеческую жизнь

Едва ли не впервые в Украине запорожская полиция, чтобы предотвратить заказное убийство, прибегла к полномасштабной кампании по дезинформации, в которой бессознательно приняли участие десятки медиа. Подробности необычной для украинских просторов полицейской операции узнал портал Depo.Запорожье.

Информация об убийстве бизнесмена с Кавказа, который был взорван неподалеку от Запорожья в субботу, 23 апреля, гранатой РГД-5, прозвучала как гром среди ясного неба. И не только из-за самого факта дерзкого убийства, резонансного как в масштабах Запорожья, так и всей Украины, а и из-за того, что впервые единственным источником этой информации стало сообщение Национальной полиции. Ни в СМИ, ни в социальных сетях, ни в сплетнях, которые можно услышать в транспорте и магазинах, на сообщение полицейских не было эха этого резонансного события.

Однако, конечно, никто не поставил под сомнение информацию полицейских. Старший инспектор отдела коммуникаций ГУНП в Запорожской области Александр Солошенко, который как раз и озвучил жуткие подробности заказного убийства, был вполне убедителен. Он сообщил, что в автомобиль BMW X5, который принадлежит выходцу из Кавказа, последние 20 лет проживавшему на территории Украины и имевшему бизнес в Запорожье, неизвестные бросили гранату РГД-5. Мужчина погиб на месте. Основная версия правоохранителей - убийство связано с коммерческой деятельностью погибшего. Возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 115 Уголовного кодекса Украины (Умышленное убийство).

Для тех, кто мог усомниться, полиция обнародовала шокирующее видео: труп, который свешивается со взорванной машины, а потом лежит, накрытый окровавленной простыней, а также кадры, на которых на месте преступления происходят следственные действия. Также полиция обратилась к гражданам, которые могли быть свидетелями и очевидцами преступления, с просьбой позвонить в полицию и поделиться информацией.

Сообщение о резонансном убийстве быстро распространили сначала запорожские, а затем общероссийские СМИ и, конечно, падкие на подобные новости из Украины российские ресурсы.

И лишь в понедельник, 25 апреля, стало известно, что все эти заявления, фото - и видеокадры от начала до конца были спектаклем, блестяще сыгранным запорожскими правоохранителями, чтобы предупредить даже не одно, а, вероятно, несколько заказных убийств.

По словам запорожских правоохранителей, первую информацию о подготовке заказного убийства они получили еще в марте. Но тогда не было известно ни кто выступает заказчиком убийства, ни кого именно решили “завалить”. Продолжалась кропотливая работа по документированию преступления, которая и вылилась в операцию по имитации убийства, а потом – масштабную дезинформацию. Жертвой преступления должен был стать запорожский бизнесмен азербайджанского происхождения, занятый в торговле продуктами питания, которого "заказал" земляк-конкурент, который длительное время живет в Украине, но является гражданином Азербайджана. На время покушения жертву-бизнесмена правоохранители надежно спрятали, ведь опасались, что есть “дублирующий состав“ киллеров. В роли же жертвы выступил сотрудник уголовного розыска, которого должным образом загримировали под труп. “Убийство должно было выглядеть как взрыв ручной гранаты. Поэтому максимально все делалось для того, чтобы и место совершения преступления, и повреждения на жертве были максимально подогнаны под этот вид убийства“, - рассказал Сергей Рудченко, начальник управления криминальной полиции ГУ Нацполиции в Запорожской области.

Правоохранители пока не готовы говорить о непосредственном исполнителе убийства. Но можно предполагать, что этот человек был или подставной, или “завербованный“ в процессе разоблачения преступления. Киллер, по предварительной договоренности, предоставил заказчику доказательства уничтожения конкурента. Однако, по словам заместителя начальника следственного управления ГУ Нацполиции в Запорожской области Виктории Козырь, до момента их передачи заказчик уже был уверен в удачном покушении, ведь информацию об убийстве бизнесмена увидел в СМИ. Таким образом, с помощью медиа запорожские полицейские удачно подтвердили убийство, которого в действительности не было.

Заказчик расплатился с киллером. После чего оба были задержаны. Сумму, в которую была оценена жизнь запорожского бизнесмена, правоохранители не разглашают. Однако, говорит Виктория Козирь, если бы заказчика не остановили, это покушение на убийство мог быть не последним. Ведь безжалостный к конкурентам мужчина собирался и в дальнейшем устранять их физически.

Впоследствии запорожские полицейские обещают раскрыть все подробности своей операции, которая, по их словам, стала первой в Украине, когда для раскрытия заказного убийства была использована масштабная дезинформация в СМИ. Впрочем, и в украинской, и в мировой практике полиция давно и довольно успешно использует медиа для раскрытия или предотвращения преступлений. Depo.Запорожье выбрало наиболее яркие примеры удачного сотрудничества медиа и полиции.

ТОП-5 удачного сотрудничества полиции и медиа

1. Имитация запорожских полицейских почти полностью повторяет операцию, которую провели их коллеги в Одессе в январе 2003 года. Тогда правоохранителям удалось задержать киллера, которому заказали убийство местного бизнесмена. Чтобы убедить возможного заказчика в том, что убийство уже совершено, преступление было имитировано, а именно расстрелян автомобиль предпринимателя. Сюжет об этом показало местное телевидение, что стало для заказчика окончательным доказательством того, что покушение было удачным. Поверив сообщению, заказчик вышел на контакт с исполнителем, после чего был задержан. Разница с запорожской имитацией убийства заключается в том, что в 2003 году интернет-СМИ еще не были так распространены, поэтому информация не приобрела общеукраинской огласки. Однако, как видим, даже сюжета в новостях оказалось достаточно для задержания преступника и предупреждение повторной попытки убийства.

2. Чаще всего СМИ используются для установления личностей преступников и их розыска. В 1960 годах в Германии благодаря радио удалось установить личность мужчины, который украл семилетнего мальчика. Преступник позвонил отцу малыша и предложил выкупить сына. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем были записаны на магнитную пленку. Большая группа специалистов по научной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образованным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь установить его личность. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано исключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, которому он принадлежит. Этот человек и оказался преступником.

3. Психологическое воздействие на преступников через СМИ - еще один тактический прием гибридной войны с преступностью. Используется он, чтобы заставить преступников активизироваться. Применяют его чаще всего для преступных групп, против которых нет достаточной доказательной базы. Такой прием, в частности, был использован в 1999 году в Крыму, который просто страдал тогда от организованной преступности. В СМИ появилось несколько заявлений о ходе расследования серии тяжких преступлений. Спикерами выступили тогдашний начальник ГУ МВД Украины в Крыму Геннадий Москаль и министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко. Сегодня уже мало, кто помнит заявления Кравченко, а вот что и как говорит нынешний глава Закарпатья Геннадий Москаль, освежить в памяти несложно. Неудивительно, что после этого в преступной среде начался “шухер”, благодаря которому удалось арестовать депутатов Керченского горсовета, раскрыть убийства на заказ – в частности, высших должностных лиц автономии, а также обезвредить преступные группы в составе 23 лиц, что в течение четырех лет совершили более 40 тяжких преступлений, в том числе 10 убийств на заказ в пяти регионах Украины.

4. Рекламные медиа также могут помочь. В декабре 2001-январе 2002 годов правоохранители, расследуя два убийства в Киеве, обнаружили, что обе жертвы связывает то, что они давали в рекламной газете объявление по продаже шубы из натурального меха. Для выявления и задержания лиц, совершивших эти преступления, правоохранители поместили в ту самую рекламную газету объявление о продаже шубы. В результате тактической операции удалось задержать двух преступников, которые выбирали своих жертв из числа лиц, которые подавали объявления относительно продажи дорогих вещей в рекламную газету.

5. В СМИ нужно не только правильно размещать информацию, но и уметь собирать ее с газетных страниц. В 1915 году начальник полиции с Херн-Бэя прочитал несколько сообщений в лондонских газетах и направил инспектору Скотленд-Ярда Артуру Фаулеру Нилу рапорт о смертельном случае, происшедшем 13 июля 1912 в Херн-Беи. Этот случай смерти был настолько схож с другими, ранее описанными в газетах, что начальник полиции в Херн-Беи заподозрил связь и просил Нила проверить это. Следствием расследования стало установление, а впоследствии и арест лица, совершившего эти убийства. Им оказался Джордж Джозеф Смит, 1872 года рождения, сын страхового агента, с 9-летнего возраста воспитанник исправительного дома, мошенник, аферист, вор, частый обитатель многих обычных и каторжных тюрем. Постепенно напали на след, а потом нашли и женщин, у которых он выманивал все сбережения, чтобы затем немедленно исчезнуть. Перед совершением убийств он заключал договоры страхования на сумму примерно 500 фунтов стерлингов. Своих жен Смит убеждал составлять завещание в его пользу. 22 июня 1915 года Джордж Джозеф Смит предстал перед судом Олд-Бейли. После совещания присяжных, которое длилась всего 20 минут, его признали виновным и приговорили к смертной казни через повешение.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье