В ореоле козацкой славы: Как американские украинцы в начале 1920-х о Махно узнавали

Фигура руководителя крестьянского повстанческого движения, уроженца запорожского Гуляйполя Нестора Махно, и сегодня вызывает много споров

В ореоле козацкой славы: Как американски…

На днях исполняется 130 лет со дня рождения одной из самых противоречивых личностей украинской истории – анархиста, руководителя крестьянского повстанческого движения Нестора Махно. Его роль и место в истории Украины не оставляют равнодушным никого, кто хоть как-то интересуется прошлым страны. Оценок, в основном поверхностных, более чем достаточно: от прямой героизации к безкритичному шельмованию.

В очередной раз возвращаясь к фигуре "батька Махно", портал Depo.Запорожье предлагает взглянуть, как формировалось общественное мнение в отношении него за пределами исторических украинских земель в 1920-х годах. По известным причинам, на территории подсоветской Украины с Махно лепили образ антигероя. Представители украинского государственнического лагеря, которые находились в эмиграции, имели к "батьке" много вопросов из-за его позиции и противоборства на фронтах революции. Еще свежие раны поражений и потерь, вне сомнений, не способствовали диалогу.

Вместе с тем оставался еще значительная часть украинцев, живо интересовавшихся всеми событиями, которые происходили на родных землях. Речь идет об украинцах, которые жили на территории Соединенных Штатов Америки. В подшивках газеты Украинского народного союза "Свобода" (которая до сих пор издается в Нью-Джерси) за 1920-е есть несколько материалов, посвященных повстанческому движению под руководством Нестора Махно.

Первым американскому украинскому читателю рассказал о Махно сечевой стрелец Мирослав Ирчан. Его статья "Махно и махновцы" вышла в "Свободе" 3 апреля 1920 года. В редакционной заметке говорилось, что раньше материал был напечатан во львовском журнале "Громадська думка". Это было несколько сокращенное изложение статьи, которая увидела свет в Каменце-Подольском в 1919 году. Под псевдонимом Мирослав Ирчан писал Андрей Бабюк, на то время редактор газеты "Стрілець". В феврале 1920 года вместе с Первой Галицкой бригадой он перейдет на сторону "красных", а в 1937-м будет расстрелян в Сандормохе.

Мирослав Ирчан

В опубликованной статье Ирчан повествовал о своем пребывании в лагере повстанческой армии Нестора Махно под Уманью в сентябре 1919 года. Он кратко описывал историю зарождения и развития махновского движения, а также боевой путь повстанческой армии гуляйпольского "батьки". Автор откровенно симпатизировал крестьянам, составлявшим костяк армии Нестора Махно. Их жизнь и деятельность представали перед читателем в ореоле козацкой романтики.

Вот, например, как описывал Ирчан внешний вид и повседневный быт махновцев: "Повстанцы - это преимущественно крестьяне, потомки запорожцев Екатеринославской и Херсонской губерний, а также Таврии. Одеты по-разному, почти каждый опоясан красным или зеленым поясом. У каждого по несколько револьверов за обеими голенищами сапог, за поясом, в карманах. По черным запущенным лицам видно, что для тех людей жизнь не представляет никакой стоимости. Патроны и оружие должны добывать у врагов, пищу получают от командования, но часто и сами стараются иногда. Едят обед или ужин в кружках, из одного котла. Обычаи у них, а даже движения, - как у козацких фигур из исторических повестей или рисунков. Это воскресшие типы козачества, представленные Кулишом".

Уже 11 октября 1921 года в "Свободе" с примечанием "Специальная корреспонденция" была опубликована статья Василия Билинского "Махно". Она также содержала обзор жизни (и не совсем точный) гуляйпольского анархиста и рассказы о военной победе бойцов махновской армии. Автор, судя по подписи, готовил материал во Львове. Во время революции Билинский несколько раз был непосредственным свидетелем действий повстанческой армии, в частности на Харьковщине. Соответственно, мог описать увиденное как очевидец.

"Одной из самых характерных примет борьбы Махно, а также и всех партизан в Боль[шой] Украине, это их необычная скорость, решительность и упорство. Узнав от своих шпионов о военных планах большевиков или о хозяйственных мероприятиях, пр[имером] сборе хлебной разверстки с крестьян, молниеносно нападают или на большевистское войско, или на какие-либо магазины, громом наполняют сверху намеченную работу и, достигнув цели, исчезают как молния", - описывал автор.

В общем Билинский не отделял махновское движение от общего крестьянского повстанческого движения периода Украинской революции. И, анализируя ситуацию по состоянию на сентябрь 1921 года, отмечал, что "будучи анархистом, в первое время своей революционной деятельности Махно объединился с большевиками и выступил против законной власти – Директории. Тогда он был разрушительным, вредным элементом для Боль[шой] Украины. Не даром крестьянские массы относились тогда к нему равнодушно, а то и враждебно. С волной перехода его в лагерь большевистских врагов, крестьяяне объединяются с ним, помогают ему всячески. С начала 1920 года Махно впервые совсем переходит в укр. лагерь под лозунгом вооруженной борьбы с коммунистами за самостоятельную Украину".

Вместе с тем автор, признавая, что с армией Махно обрести независимость Украины будет проще, не тешил ни себя, ни других иллюзиями относительно воплощения махновских идей: "С упадком однако большевизма и приходом момента создания Укр. Государства, придется поблагодарить Махно за его службу в борьбе с большевиками и выяснить, что время анархизма для Украины еще далеко".

Нестор Махно

Еще один автор, К. Лавринович, в заметке из Львова "Атаман Махно в плену?", которая была напечатана в "Свободе" 22 января 1923 года, размышлял над причинами того, почему Махно перешел на платформу самостоятельности Украины. По мнению Лавриновича, это была полная заслуга жены Нестора Махно – Галины Кузьменко. "Эта женщина, став женой Махно, сделала его национально сознательным человеком, и так начал с "красными" борьбу не на жизнь, а на смерть, которая тянулась до середины лета 1921 года", - говорится в статье.

Галина Кузьменко

В общем, все авторы, писавшие о Несторе Махно в начале 1920-х годов, имеют один общий знаменатель. Несмотря на определенную путаницу в фактах о жизни и деятельности "батьки", все они подчеркивают, что махновское движение - явление куда более сложное, чем представляется на первый взгляд. Сходились они и в том, что питала это движение козацкая традиция. Отсюда, очевидно, происходит несколько романтично-героическое описание махновской армии и ее походов.

Бесспорным остается одно: повстанческое движение Махно все участники отождествляли именно с Украиной, противопоставляя махновцев большевикам.

Читайте также:

130-летие Нестора Махно: По Гуляйпольщине под черным знаменем батька гуляет со своей ватагой;

В запорожский музей навсегда возвратили Махно;

Как на Запорожье "племянников Махно" ловили.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme