Девяностый сезон запорожского театра: В премьерном спектакле "метры Магара" расскажут о вкусе жизни

Юбилейный сезон Запорожский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. В. Г. Магара откроет 5 октября спектаклем "Вкус жизни". В нем на сцену выйдут почти ровесники театра, которые его создавали и формировали

Девяностый сезон запорожского театра: В…

История запорожского театра началась в 1929 году. За время существования театр несколько раз менял название, специфику работы и прописку: Киев, Донбасс, Житомир, Ужгород. В годы Второй мировой войны две бригады актеров театра давали спектакли на Кавказе, за Каспием, выступали перед бойцами украинских фронтов. Временными подмостками театра были прифронтовые и тыловые города бывшего СССР. Стационарную работу в Запорожье театр начал в мае 1944 года. Через девять лет получил собственное здание.

К своему юбилейному сезону театр начал готовиться заранее. О том, какими творческими достижениями собирается сейчас поразить зрителей, как вовлекает в этот круг не слишком театрализованную современную публику, с какими сложностями сталкивается и как их решает порталу Depo.Запорожье рассказала главный режиссер театра Татьяна Лещева.

Расскажите про будущий сезон. Какие премьеры и сюрпризы ожидают зрителей?

– Для нас важен каждый сезон, мы всегда стараемся быть интересными. В этом году планируем привлечь в театр зрителей-подростков. Это непростая аудитория, поэтому здесь надо подходить очень ответственно. Я выбрала для постановки пьесу современного шведского автора Игоря Бауершима "Norway. Today". В этом произведении затрагивается проблема суицида среди подростков. На Новый год мы планируем поставить "Маугли". Эту сказку сделаем интересной как для детей, так и для взрослых. Но я, как режиссер, решила немножко изменить хронологию, и концовка у нас будет обнадеживающая и яркая. Также в конце года на суд зрителей мы представим "12 стульев" Ильфа и Петрова. Весной хотим сделать спектакль посвященную Тарасу Шевченко сквозь призму отношений с Варварой Репниной. Рабочее название "Стена". На малой сцене планируем сделать моноспектакль с актером Сергеем Собержанским по произведениям, письмам и воспоминаниям о Василии Стусе. Также в планах доработать эскизный спектакль по пьесе современного драматурга Неды Нежданы "Голос тихой бездны", главная тема которой Голодомор. В планах стоит и работа над комедией "Тети", рассматриваем возможность работы над пьесой "Странная миссис Сэвидж". Также на базе нашего театра в юбилейном сезоне начинается конкурс чтецов "ТемаФест" и будет проведен фестиваль "Амплуа". А ближе к завершению театрального сезона - фолк-опера "Чумацкие фрески" с музыкой известного украинского композитора Игоря Поклада. В этой постановке будет задействован оркестр и балет театра.

Почему юбилейный сезон открываете именно "Вкусом жизни"?

– Во-первых, мы не могли обойти вниманием людей, которые создали и формировали театр, которые отдали ему всю жизнь. Они почти одного возраста с театром. У многих наших мэтров, корифеев ныне знаменательные даты и творческой деятельности, и личные юбилеи. В предыдущем сезоне мы поздравляли Светлану Ромашку с 60-летием, Лидию Смолий с 80-летием. Нина Шинкарук получила звание Народной артистки Украины, Евгений Козьмик Заслуженного артиста. Наша молодежь Дмитрий Клопот и Екатерина Стеценко стали лауреатами областной премии за значительный вклад в развитие театрального искусства. В этом юбилейном сезоне 25 октября исполняется 80 лет народному артисту Украины Ивану Смолию, которого мы планируем поздравить вместе со зрителями. Заслуженному артисту Украины Николаю Коновалову в 2019 году исполняется 70 лет. Заслуженному артисту Украины Анатолию Сиротенко исполнится 65 лет, Андрею Косодию - 55 лет. А самому театру исполнится 90 лет. Наши мастера – основа нашего театра, поэтому мы решили сделать им небольшой подарок и задействовать всех в спектакле "Вкус жизни". Спектакль состоит из шести скетчей. В каждой истории главная мысль: "Для чего нам жить дальше? Для чего мы проживаем свою жизнь?". Главное в этой жизни – жить, ибо жизнь прекрасна. И мне кажется, что наиболее точно этот спектакль могут сыграть только те люди, которые прожили жизнь, которым есть, что сказать. На сцене будут задействованы все заслуженные и народные артисты, которые есть в театре. Конечно, в эпизодах играет и молодежь.

Настоящих театралов нынче немного. Как угадываете потребности людей? Что сегодня, по вашему мнению, нужно зрителю?

– По наполненности зала хорошо видно, что зрители хотели бы видеть. Есть спектакли, которые идут уже несколько лет, а в зале постоянно аншлаг. Есть и такие спектакли, где зрителей меньше. Возможно, тема не показалась им интересной, или наоборот поднимаются столь важные вопросы, что людям больно смотреть. Когда я выбираю репертуар, я стараюсь учесть все обстоятельства, найти золотую середину между развлекательными и серьезными спектаклями.

Сильно ли отличается театр, который был 30-40 лет назад, от современного?

– Конечно. Техническое обеспечение было другим. Раньше было больше ручной работы во время изготовления костюмов и декораций. Сейчас в этом плане немножко легче. А вот в интеллектуальном плане стало сложнее удивить зрителей. Сегодня у людей изменилось восприятие, потому что расширилось информационное пространство. Раньше спектакли могли длиться по три часа, и зрители с удовольствием наблюдали за происходящим на сцене. А сейчас мы сталкиваемся с тем, что надо работать быстрее, находить новые методы, чтобы заинтересовать и удержать внимание зрителей, ведь сейчас они быстрее воспринимают информацию.

Во времена своего становления театр часто переезжал, был передвижным. Гастролирует ли театр сейчас?

– Да. Мы – областной театр, поэтому стараемся охватить почти все города области. И не только. В прошлом году были на гастролях в Кропивницком. Ездили со спектаклем "Тайна бытия" в Киев на фестиваль "АндреескийФест", где победили в украинском формате и представляли Украину в международном формате. Также были на фестивале "ДнипроФест" в Днипре. Вообще любые гастроли начинаются с подсчетов, потому что людей надо привезти, разместить, накормить. Кроме актеров, еще едет фура с декорациями и группа работников, обслуживающих спектакли, которые организовывают все. Но мы стараемся находить возможности. В этом году планируем гастроли в Днипро, но из-за юбилейного сезона нам придется быть более "оседлыми". Хотя всегда готовы принимать участие в фестивальном движении.

А как изменяются подходы к художественному оформлению постановок – костюмов, декораций? Или это очень дорого?

– Да, это всегда затратно. Режиссеры могут придумать все, что угодно, но есть определенные финансовые моменты. Конечно, можно на сцене сделать настоящее шоу, создать голограммы... Но есть ли в этом смысл? Мне кажется, в театре уже ничего нового не придумаешь, можно только облегчить труд и учесть новейшие технические разработки, и для этого надо модернизировать сами театры, чтобы быть готовыми к таким нововведениям. Но это требует финансирования, а во время работ стационарная сцена будет отсутствовать, поэтому надо будет искать другую форму проката спектаклей. Это сложно, но для будущего необходимо. По моему мнению, самое крутое это "черный кабинет" (принцип оформления, при котором все рабочее пространство сцены затягивается черной тканью - в идеале черным бархатом, который отражает свет, - Ред.) Если актеры смогут создать в этом "кабинете" целый мир, то это свидетельствует об их талантливости. Декорации, конечно, все упрощают. Можно же столько антуража создать, а оно все будет бесполезным, ведь самое главное, чтобы спектакль, игра актеров "цепляли" людей, не оставляли равнодушными.

Какое внимание уделяется музыке и хореографии в постановках? Насколько они важны?

– Исходя из того, что мы музыкально-драматический театр, все актеры должны уметь и петь, и танцевать. Мюзикл является для нас очень важной целью, к которой мы стремимся. Сейчас мы ввели систему, в которой наши актеры систематически занимаются вокалом, хореографией и сценической речью. Ведь для актера самый главный инструмент это тело, голос и пластика. Что касается музыки, то с нами работает композитор Вячеслав Тодыка. Благодаря этому, в последнее время наши спектакли имеют авторскую музыку, а не подборку из интернета. Композитор непосредственно участвует в процессе создания постановки. Это придает театру индивидуальность.

Какой на сегодняшний день творческий состав театра?

– В театре работают 52 актера, среди которых есть шесть народных и семь заслуженных артистов Украины, 27 артистов оркестра, 18 артистов балета. В последнее время коллектив театра очень "омолодился". Мы с директором Владимиром Панькиным сходимся во мнении, что в театр надо брать молодежь. Даже если они ошибаются, от них идет просто бешеная энергетика, у них есть желание расти, меняться, идти вперед. И вообще, сейчас театру повезло с тем, что директор и главный режиссер не имеют никаких проблем, конфликтов, идут в одном направлении развития театра. Сегодня, как никогда, в театре есть все, для комфорта людей, которые здесь работают, и для реализации всех творческих замыслов.

Что самое сложное в вашей работе? Вспомните постановку, которую особенно сложно было режиссировать?

– Каждая работа дается мне сложно. В том смысле, что любое представление отбирает много сил и энергии. Во время подготовки могут возникнуть "недоразумения" с автором, когда необходимо как можно точнее понять, что именно он хотел сказать, "докопаться", чтобы потом объяснить актерам. Далее сложности могут возникнуть и в работе с артистами. Они все талантливы, но важно найти подход к каждому. С кем надо работать жестко, а кто-то от крика наоборот закроется. У кого-то могут быть семейные проблемы, на это тоже надо взвешивать. Мне, как режиссеру, бывает трудно попрощаться со спектаклем, когда происходит премьера. Но пока не отпустишь, не начнешь что-то новое.

По какому принципу отбираются пьесы для постановок?

– Прежде всего я выбираю то, что нужно для развития театра, чтобы он был интересным. То, о чем мне, как режиссеру, интересно говорить и анализировать со зрителем. Выбранная драматургия должна быть интересной и режиссеру, и актерам, и зрителям. Пьесы должны быть актуальными, мы не можем говорить о том, что никому неинтересно.

А сколько времени проходит от замысла до воплощения?

– В 2017 году в Запорожье на фестиваль приезжали немцы, и мы им задавали такой же вопрос. У них на любую драматургию выделяется шесть недель. У нас всегда по-разному. Например, "За двумя зайцами" мы сделали за два месяца, хотя актеры не верили, что нам это удастся. Но ведь на сцене профессионалы и, если к ним приходит готовый режиссер, то нет ничего сложного в том, чтобы договориться, понять и попробовать. Я иду к актерам с пониманием, как все должно происходить, как будет оформлен спектакль, как актеры будут одеты. На все эти процессы у меня может уйти и месяц, и полгода, и год.

Часто ли вы посещаете театры как зритель?

– Я стараюсь ходить на премьеры. Последний раз была в театре "Vie" на допремьерном показе спектакля "Ответка", посвященном памяти оперного певца Василия Слипака, который погиб в АТО. Это сейчас очень важная тема, как война коснулась почти каждой семьи. Вообще очень важно ходить и смотреть на работу коллег, чтобы понимать, на каком уровне ты находишься, где тебе еще надо расти, а где ты лучший. Я и своим актерам всегда советую ходить в другие театры.

Бывает ли такое, что приходите на постановку, и думаете: "А я бы сделала по-другому, лучше", и хочется ее сделать у себя?

– Вообще я не могу смотреть спектакли, как обычный зритель, и я об этом очень жалею. Мне не удается прийти, сесть и просто насладиться тем, что происходит на сцене. Театр это же большой обман. И, чем больше ты знаешь законы театра, тем сложнее тебя обмануть. Относительно репертуара, то у нас в городе не так много театров, и театральный мир очень тесен. Если я знаю, что другой театр выбирает какую-то пьесу, то я ее в работу не возьму. Это уважение к коллегам. Мир драматургии настолько велик, что жизни не хватит все поставить и сыграть. Так что выбор есть всегда.

Есть ли у вас любимые постановки?

– Каждая постановка - часть творческого пути, это особые отношения с актерами, новые темы, новые загадки, новые открытия. Очень много личного от меня, от моего видения, какой для меня Франко, есть в постановке "Тайна бытия". Мне пришлось вынуть из себя очень много размышлений, волнений, чувств и вопросов. Мы его сделали быстро, буквально за месяц. Я определила жанр – драм-спектакль о личном. Вместе со мной о своем личном пытаются говорить и актеры. В этом спектакле есть два важных для меня достижения. Первый - актриса Галина Капралова. В спектакле я старалась показать всем и ей лично, насколько можно работать "по-другому", но быть при этом интересной, точной и откровенной. Ибо способ существования в этом спектакле - абсолютная честность с собой, со зрителем, с Иваном Франко. Второй - актер Сергей Собержанский, который тоже смог сделать прорыв. Таким его еще не видели, но самое сложное теперь все это сохранить, удержать и развить в себе. Также новое дыхание предоставила молодежь: Анастасия Ляшиченко и Анна Акишина. Это большой шаг, когда режиссер помогает актеру раскрыться. Наверное, чем больше вкладываешь в постановку сокровенного, тем сложнее и отпускать ее потом, и следить за ней, потому что все равно это всегда касается твоего личного.

Фото: сцены из спектакля "Вкус жизни"

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme