Память глины и пламя: Как в Запорожье по древнейшим технологиям рождается керамика

Сделать фигурку из глины способен даже ребенок, и после обжига произведение может существовать тысячелетия

Олеся Неделина
Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Память глины и пламя: Как в Запорожье по…

В ветхозаветной притче о сотворении человека из глины содержится глубокий смысл, ведь данный материал с давних времен и до сегодня является едва ли не самым удобным для моделирования. Чего-то или кого-то. Иногда, бывало, зловещего Голема, иногда прекрасной Галатеи. Любой скульптор сначала создает скульптуры именно из глины. Пластичность позволяет материализовать любые фантазии.

Древний прачеловек тоже их делал, приобретая опыт и развивая интеллект. Шаг за шагом: от неуклюжей емкости для черпания воды до изысканных ваз династии Юань. По крайней мере так считает запорожский историк, археолог и художник Александр Шкаликов. Собственный дом он превратил в студию керамики, а во дворе установил печь для обжига, которая работает по старой технологии: на дровах и без дополнительного нагнетания воздуха. Александр говорит, такая печь, возможно, единственная во всей Запорожской области.

Творит Шкаликов по различным технологиям, в частности, и по первичным – существовавшим еще до создания гончарного круга, которому по приблизительным подсчетам около 6 тысяч лет. Вдохновлялся гончар-любитель, кроме прочего, работами неизвестных мастеров из глубины тысячелетий. Точнее, кусками их работ, которые время от времени вымывает из культурных слоев различных эпох и подбрасывает в современность Каховское водохранилище. "Это значительное отличие глины от других материалов. Металл будет переплавлен, и он уже ничего не расскажет о том, чем был, кем и с какой целью из него что-то было сделано. Другое дело – глина: даже маленький осколок способен рассказать о технологии, назначении, иногда и о творце", – говорит Александр.

В своей студии керамист проводит мастер-классы по лепке и для взрослых, и для детей. Последние приходят сюда целыми классами. Учит, прежде всего, не бояться собственных творческих порывов и не ограничивать фантазию, ведь в искусстве нет границ. "Симметрия – враг искусства. Человек пытается создавать правильные формы, а природа – нет. Не надо бояться следов рук. В современном мире не понятно, чем и кем это создано. Намек на то, что это сделано руками, – связь с творцом. Это такая многослойная вещь, а есть однослойные: выбросил, забыл – и все", – объясняет Шкаликов.

Он показывает, как сделать арт-объект, просто сжимая кусок глины в руке. Наносит деревянной палочкой глазки, той же палочкой разделяет пополам выпуклости. И вот – готово необычное шестиногое существо.

Лепят в студии постоянно. Однако процесс этим не завершается: его последний, наиболее мистический этап – обжиг в печи. Именно после него податливая глина становится практически вечной керамикой.

Печь Александр зажигает лишь несколько раз в год, когда наберется достаточное количество глиняных фигурок для обжига. Этого с нетерпением ждут участники мастер-классов, прежде всего дети. Звонят: когда можно забрать свою готовую скульптурку.

Без обжига не существует гончарства. Ведь слово является производным от "горна", то есть печки. А значит, гончар – совершенно не тот, кто лепит из глины, а именно тот, кто ее выжигает. Продолжается обжиг 12 часов, с постепенным подъемом температуры. Она может достигать 1200°С. Полдня уходит на то, чтобы осторожно загрузить в печь все глиняные изделия. Проем закладывается кирпичом, и начинается процесс. Небольшая уступка современности – температуру в печи показывает специальный градусник. "Наши предки следили за процессом, происходящим в печи, по цвету помещенных в нее изделий и дымом, который шел из трубы", – рассказывает Шкаликов. Глиняные фигурки в процессе накаляются до красного, так же, как металл в кузнице.

Потом печи дают остыть, тогда начинается разбор еще горячих кирпичей, чтобы достать готовую керамику. Долго, жарко, грязно от пыли и... очень увлекательно. Конечный результат никогда до конца не предсказуем. "Какие-то изделия не переживут обжига. Коты с тонкими хвостиками, собачки с длинными ушками, слоны с чудными хоботами – они, бывает, не выживают", – предупреждает гончар.

Некоторые изделия могут не выжечься, как следует, поскольку печка все же любительская. Зато сюрпризов она преподносит куда больше. Фигурка человека, которую достает из печки Александр, блестит, хотя ее ничем не глазировали. Это благодаря качествам самой глины и обжигу на дровах: из древесины в процессе выделяются различные соединения, которые пропитывают глину и придают неожиданные цвета и фактуры.

Покрытые различными глазурями (глазированные) изделия иногда поражают неожиданными оттенками.

Получились и глазированные бусины. С ними пришлось повозиться, поскольку требовалось закрепить их в печи таким образом, чтобы они не с чем не соприкасались. Для этого они были подвешены на вилку, которую, в свою очередь, поместили в горшок.

Невероятной вышла из печи ботаническая керамика – блюда с отпечатками листьев лопуха. Само растение, которое росло во дворе Шкаликова, перестало существовать, но теперь этот лопух увековечен.

Каждый из мастеров, произведения которых Александр достает из печи, вкладывал в них свои смыслы. Кто-то отдавал предпочтение форме, кто – содержанию.

Вот детские работы, в их числе сердце – с нацарапанным "любовь".

Вот остров Хортица – уменьшенная, но точная копия.

А вот младенец.

А где-то в глубине печки – керамическая матка с ребенком внутри. Ее слепила одна женщина. "Наверное, хочет ребенка", - предполагает Александр, потому что уверен глина – лучший материал для материализации желаний.

А еще глина – лучший материал для передачи информации. Нет ни одного другого, с которым можно было бы работать без каких-либо дополнительных инструментов: слепить фигурку из глины способен даже маленький ребенок. При этом после обжига произведение становится практически вечным. Именно поэтому, рассказывая о керамике, Александр все время употребляет слово "ответственность". В этом и заключается миссия гончара. С одной стороны, не ограничивать творчество штампами и искусственными запретами, с другой, – ответственно относиться к тому, какие смыслы будут переданы в своем будущем творении. Впрочем, это кажется актуальным не только для гончаров.

Читайте также:

Экспозиция с чердаков, Как на Запорожье начали сельское музейное движение;

Люди Мамай-горы: Как на Запорожье всем миром спасают артефакты восьми тысячелетий;

Запорожский "Стоунхендж": ТОП-7 самых известных памятников древности, собранных в одном месте.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme