Ловцы запорожских ветров: Есть ли перспективы у украинской ветроэнергетики

На территории Запорожской области работает крупнейшая в стране и пятая по мощности в Европе ветровая электростанция

Олеся Неделина

Кажется, что территория в Приазовском районе, где расположены ветротурбины мощной ветроэлектростанции Украины - Ботиевской ВЭС, продувается насквозь. Под порывами дрожат лесополосы, волнуется пшеничное поле, медленно, словно нехотя, вращаются огромные 55-метровые лопасти ветряков.Специалисты утверждают: приазовские степи – эдакая аэродинамическая труба, где холодные арктические массы воздуха сталкиваются с горячими южными, поэтому дует здесь почти постоянно.

Как рассказал корреспонденту портала Depo.Запорожье начальник электростанции Геннадий Жуков, до начала строительства специалисты в течение трех лет изучали здесь розу ветров и их скорость. Среднегодовая оказалась 7,9 метра в секунду. “Это очень неплохой класс ветра”, - говорит Жуков. Для работы ветряку достаточно трех метров в секунду, при штормовых ветрах – более двадцати метров – турбины выключают: такая скорость опасна для оборудования. Именно такие мощные ветры, бывает, бушуют здесь зимой и осенью. Летом - наоборот, возможны полные штили. Поэтому, пока человечество не научилось эффективно аккумулировать электроэнергию или точно прогнозировать мощность ветров, ветровой энергетикой человек будет управлять вместе с природой.

Впрочем, это не мешает развитым странам, прежде всего европейским, постоянно увеличивать долю ветровой энергетики. Мощность всех мировых ветроэлектростанций уже превысила общую мощность атомных. Доля зеленой энергетики – ветровой, солнечной и т. п – составляет в мире треть от общих объемов добычи. В перспективе – до 2035 года – должна быть 55-60%. В Украине же на зеленую энергетику пока приходится лишь 1% мощностей.

Ветряки Ботиевской электростанции видны за несколько десятков километров, но даже с близкого расстояния оценить их величие сложно. Цифры впечатляют: колонна, на которой расположена ветротурбина, высотой в три девятиэтажных дома – 94 метра, и лишь на один метр ниже статуи Свободы. Еще на одну девятиэтажку конструкция погружена под землю. Диаметр ветряка – более 100 метров – с футбольное поле. В каждой из 65 колонн, а именно из такого количества ветрогенераторов состоит сейчас парк Ботиевской ВЭС, смонтировано оборудование и лифт для подъема на самый верх, откуда открывается впечатляющий пейзаж: район видно, как на ладони - до самого моря.

Строить станцию начали в 2011 году, в следующем были введены в эксплуатацию 30 установок, в 2014-м заработала вторая очередь – 35 турбин. В перспективе, которая изначально была определена на 2017-2018 годы, планировалось построить и запустить еще 30 ветряков. От этих планов на станции не отказались, хотя и отмечают, что ситуация в стране может их несколько откорректировать. Мощность станции сейчас составляет 200 МВт – этого достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией более 200 домохозяйств.

“Центр управления полетами”

Фантастический пейзаж из 65 ветряков дополняют не менее фантастические абрисы административного здания, которое в раскаленном солнцем воздухе кажется миражом.

Стеклянное сооружение построено по проекту киевского архитектора Виктора Лукашова. Венчает четырехэтажный дом круглый стеклянный купол, который добавляет ему сходства с обсерваторией.

Под колпаком – святая святых: контрольно-диспетчерский пункт. Журналисты сразу окрестили его космическим центром, сами же сотрудники (а обслуживает станцию крошечный коллектив из 21 человека) - называют это помещение “центром управления полетами”. Всеми ветрогенераторами управляют именно отсюда, параметры каждой установки можно увидеть на мониторе.

Не исключено, что "центром управления полетами" контрольно-диспетчерский пункт стал не только из-за сходства с подобными в аэропортах, а и благодаря “главнокомандующему станцией” - Геннадию Жукову, бывшему военному, который 22 года отслужил в военно-воздушных силах. Он – специалист по всей самолетной электронике, в частности - по черным ящикам. Принимал участие в извлечении информации из самописцев после скниловской трагедии, в составе группы специалистов выезжал в Литву, к месту катастрофы российского истребителя в 2005 году. Но за авиацией не скучает. “Здесь все то же: небо, ветер, лопасти, турбины, аналоги черных ящиков - тоже есть устройства, которые фиксируют и записывают, как работают генераторы”, – говорит Жуков.

Изнутри станция выглядит современно и комфортно - широкие винтовые лестницы, огромные окна, много пространства. Здесь хватило места и для складов, и для технологических, бытовых, административных помещений. В ангаре стоит самая современная передвижная лаборатория на базе автомобиля "Мерседес Спринтер". В случаях повреждения кабелей, проложенных на глубине в два метра, с ее помощью можно установить место аварии с точностью до пяти сантиметров.

Станция расположена в степи, вдали от населенных пунктов, и является полностью автономным объектом. Водой обеспечивается из собственных скважин. Из-за того, что вода в этом месте оказалась очень насыщенной газами, построили станцию дегазации. Хватает воды не только для бытовых и противопожарных нужд, а и на собственный пруд, где в этом году появились толстолобики и карпы. Пока они маленькие – до полукилограмма, однако коллектив уже мечтает о рыбалке. Рядом – молодой сад, посаженный силами энергетиков. Готовятся собирать урожай уже в следующем году.

На энергетической карте страны

Запорожская область занимает особое место на энергетической карте Украины. Здесь развиты все виды традиционной электроэнергетики: тепловая, атомная, гидро. Доля области в общем объеме электроэнергии, производимой в стране, - 28%, если же говорить об атомной, то половина. Альтернативная энергетика из возобновляемых источников также представлена, и не только Ботиевской ВЭС. В Токмакском районе действует солнечная электростанция мощностью 10 МВт, в пределах районного центра ведется строительство еще одной – на 50 МВт. Существует также проект строительства еще одной ветроэлектростанции – правда, в течение нескольких лет он остается на бумаге.

Традиционные способы производства электроэнергии на существующем оборудовании являются пока самыми дешевыми, стимулировать же зеленую энергетику призван "зеленый тариф" – государство покупает такие киловатты дороже других. Однако, принимая во внимание износ традиционных электромощностей, а значит, необходимость рано или поздно строить новые, зеленые технологии могут оказаться не такими уж дорогими, считают специалисты. Так, строительство современного атомного энергоблока-в 2–2,5 раза дороже, чем ветропарка аналогичной мощности. По крайней мере, такие данные были приведены на выездном заседании Совета рынка электроэнергии, которое произошло именно на фоне ботиевских ветряков.

Для Запорожья это - вопрос насущный, ведь, по словам губернатора Запорожской области Константина Брыля, через 20-30 лет Запорожская атомная станция исчерпает свой ресурс, и уже сегодня нужно определяться, на какую энергетику в дальнейшем делать ставку. Не менее важен этот вопрос и в рамках всей страны, ведь он подталкивает к разработке энергетической стратегии, которой у нас, к сожалению, пока не существует.

Специалисты не готовы сказать, какими должны быть доли традиционной и нетрадиционной энергетики через, например, 20 лет, какого количества энергии потребует страна, какие именно виды нужно развивать. Однако уже сегодня понятно, что потребление электроэнергии будет уменьшаться, а количество предложений будет расти, поэтому энергорынок ждет суровая конкуренция. И учитывая данные по строительству новых объектов, которые прозвучали на заседании и стали маленькой сенсацией, у украинской ветроэнергетики есть огромный потенциал для развития.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье