Ключевые предприятия останавливаются: Какая социальная катастрофа ждет Запорожье

Почти 100 тысяч запорожцев оказались или вот-вот окажутся в состоянии социально-экономической турбулентности из-за проблем на местных предприятиях
 

Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Ключевые предприятия останавливаются: Ка…

В последние месяцы с запорожских предприятий, которые называют ведущими в своих отраслях, раздаются тревожные звоночки относительно их экономической состоятельности.

На прошлой неделе Хозяйственный суд Запорожской области открыл производство по делу о банкротстве Частного акционерного общества "Запорожтрансформатор" – одного из крупнейших в Европе производителей силовых масляных трансформаторов и электрических реакторов. Заявление о признании предприятия банкротом подал в суд его гендиректор Игорь Клейнер, уполномоченный на это собранием акционеров.

"Запорожтрансформатор", входящее в группу "Энергетический стандарт" Константина Григоришина, задолжал кредиторам более 10 миллиардов гривен, тогда как сумма его имущественных активов, которые возможно направить на удовлетворение требований, – около 4 миллиардов.

Определением суда от 25 октября введен мораторий на выплату "Запорожтрансформатором" долгов, предприятию (управляющим его имуществом), запрещено принимать решение относительно ликвидации, реорганизации, а также отчуждать основные средства и предметы залога и тому подобное.

Хотя процедура банкротства не означает ликвидации предприятия и призвана, прежде всего, восстановить его платежеспособность, коллектив "Запорожтрансформатора", а это более 2500 человек, ждут сложные времена. В худшем случае, на любом этапе банкротства людей могут просто уволить, но и в самом лучшем – о каком-то развитии и даже материальной определенности не говорится.

В тяжелом положении находится и запорожское предприятие "Мотор Сич" – одно из ведущих в мире по производству авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. С одной стороны, "Мотор Сич" стала заложницей экономической войны между Китаем и США, с другой, – жертвой пренебрежения со стороны государства и собственного недальновидного менеджмента. Так или иначе, этот год был для завода совершенно провальным. Чистый убыток по итогам января-сентября составил 532,73 млн грн, тогда как аналогичный период 2018 года компания завершила с чистой прибылью в 543,18 млн грн.

С августа на заводе введен режим строжайшей экономики. Инженеры, которые несколько лет работают над новыми проектами, признаются, что дальнейшая их реализация призрачная. Работники переведены на четырехдневную рабочую неделю, при этом на "Мотор Сичи" сейчас довольно серьезно говорят и о "трехдневке". Под угрозой оказался и "социальный пакет" работников – оздоровление, отдых, доставка на работу и др, в который "Мотор Сич", действительно, серьезно вкладывалась. Согласно изданному на предприятии приказу, расходы на "социалку" тоже сокращаются. Для почти 30-тысячного коллектива это становится серьезным испытанием, хотя пока работники и говорят, что в 1990-х было хуже.

Затруднительное положение "Мотор Сичи" не могло не ударить по государственному, но прочно связанному с "Мотором" предприятию – запорожскому заводу "Ивченко-Прогресс", который проектирует и испытывает авиационные двигатели. Финансовые трудности возникли на заводе летом, их наиболее очевидным сигналом стало сокращение выплат работникам. Как и на многих предприятиях и государственного, и частного сектора, на "Прогрессе" неизменная часть выплат, то есть действительная зарплата составляет около 50-60%, остальное – это премии. Вот их и начали постепенно убирать. Таким образом выплаты "прогрессивцам" снизились где-то на половину. Что вызвало напряжение в почти трехтысячном коллективе и определенный отток кадров.

"Ивченко-Прогресс" входит в структуру "Укроборонпрома", который на фоне расследований в этой сфере, по некоторым данным, существенно сокращает государственные заказы. Поэтому, вероятно, на улучшение ситуации на запорожском предприятии в ближайшее время надеяться не стоит.

Подобная ситуация и на других запорожских заводах из структуры "Укроборонпрома", в частности, научно-производственном комплексе "Искра" (на базе которого работает и бывший донецкий завод "Топаз"), который выпускает радиолокационную технику. Предприятие долгое время находилось на грани банкротства, однако с 2014 года начало получать прибыль и прибегло к модернизации производства. Сейчас экономическая ситуация на "Искре", где работает почти 3 000 человек, вновь ухудшилась.

Таким образом, около 35 тысяч запорожцев – работников названных предприятий находятся или вот-вот окажутся в состоянии социально-экономической турбулентности. Вместе с семьями. То есть речь идет о более 100 тысяч окончательно недовольных людей в одном только городе. И в прифронтовой области. Это – мощнейший протестный ресурс.

И желающих использовать его не хватит и внутри страны, и извне.

Читайте также:

Повышая градус популизма: Как у Зеленского будут бить "крепких хозяйственников" Ахметова на Запорожье;

Политические требования под красными шариками: Как украинское Запорожье испытывают "на прочность";

Троянский штаб на Хортице и "Алекс" под контролем: Как путинские недоросы мечтали захватить Запорожье.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme