Кофе и вареники-фри: Как собственное дело возвращает запорожских АТОвцев к мирной жизни

Собственное дело – мощный адаптационный инструмент: с одной стороны, оно требует полной отдачи и не оставляет места для рефлексии, с другой, дает ощущение нужности

Десятки запорожских ветеранов после демобилизации начали собственное дело или вернулись к нему. Портал Depo.Запорожье пообщался с бойцами-предпринимателями об их бизнесе, трудностях, первых победах и планах.

Дизайнер Андрей Сидоренко

Андрей Сидоренко три года служил в "Азове", псевдо выбрал "Дизайнер", ведь еще до войны – в 2004 году - начал придумывать интерьеры. Андрей тогда продавал недвижимость и заметил, что на рынке очень мало действительно красивых домов и квартир. Освоил соответствующие дизайнерские программы и основал свою студию. Сделал немало проектов - квартир, домов, различных учреждений. Некоторые работы дизайнера прекрасно знакомы запорожцам - ресторан "Нью-Йорк" возле университета, "Сэр Ланселот", "Ширвани", мужской клуб "Голый пистолет". Выполнял заказы даже из-за границы - современные компьютерные программы позволяют делать проекты "на расстоянии".

На войну Сидоренко собрался в 2014 году. С начала событий на Майдане был в Самообороне, после российской агрессии пошел в военкомат. Но там ему отказали: "Тебе 50 лет, сиди дома". Вторая попытка – в 2015-м – была более удачной: вместе с товарищами пошел в Азов. Служил в пехоте на Мариупольском направлении – Лебединское, Павлополь, Широкино. За три года успел сделать один дизайнерский проект. Летом 2017 года, приехав на ротацию, выполнил заказ на дизайн ночного клуба "Подиум". Заведение успели полностью завершить в рекордные сроки - 45 дней.

Демобилизоваться решил в этом году: дома жена с двумя детьми, телефонное общение не компенсировало их отсутствия рядом.

Андрей признается, что возвращение к гражданской жизни в Запорожье далось тяжело. "Мы зависли между войной и мирной жизнью. Душой ты там, все равно постоянно следишь за новостями. На самом деле, когда ты там, то все легче, ты постоянно что-то делаешь. А здесь ты просто ждешь. Я только теперь понимаю, как трудно было семье ждать", – рассказывает Дизайнер.

Сейчас Андрей восстанавливает работу студии – за три года дизайнерские технологии продвинулись вперед, надо догонять: освоить новые направления, программы, заново искать клиентов. В ближайших планах Андрея перейти на европейский уровень работы – работать в новой программе, которая создает 3D-дизайн. "Здесь круче детализация, "даже движутся листья на деревьях", – говорит АТОвец.

Недавно Андрей завершил работу над сетью магазинов крафтового пива. Разработанный бойцом дизайн будет использован во всех магазинах сети.

Руслан Венжега. KOZAK and food

С Русланом встречаемся на его рабочем месте – в небольшом фаст-фуде KOZAK and food. Стильное здание, украшенное цветами, сразу бросается в глаза – в Запорожье почти отсутствуют красивые МАФы. Магазинчик пользуется спросом – за время нашего общения с Русланом к нему постоянно заглядывают покупатели.

Руслан пришел в военкомат в первые дни войны. Оставил свои координаты и сказал, что хочет защищать страну. Долго ждать не пришлось – уже в начале апреля 2014-го ему позвонили, парень отправился на учения. А уже в конце месяца новоиспеченные бойцы ехали в зону АТО.

В августе подразделение, в котором воевал Руслан, попало в засаду. Часть побратимов погибли, Руслана взяли в плен. Ему, можно сказать, повезло: освободили во время одного из обменов. Венжега вернулся на фронт, уволился, отслужив год. Был ранен. Долго лечился, а едва пришел в себя – решил взяться за собственное дело. В довоенной жизни Руслан с товарищем владели небольшой летней площадкой, теперь же он мечтал открыть собственное заведение.

Чтобы набраться опыта, работал в разных компаниях – даже устроился помощником повара в один из ресторанов города. После этого начал подготовку к открытию. Дело ускорило то, что мужчина выиграл два гранта от европейских организаций – на 36 и 12 тысяч гривен. Через полгода KOZAK and food открылся.

"Не могу сказать, что у меня были какие-то существенные проблемы. Обычные организационные трудности, помогали друзья и знакомые", - делится предприниматель.

На создание именно такого места, уютного и разнообразного, Руслана вдохновил Львов и холдинг "!Fest", который себя позиционирует как "Корпорация эмоций". Руслан хотел не просто продавать, а дарить людям приятные эмоции.

"Я посмотрел, как там развивается такой бизнес, как пытаются понравиться покупателям и клиентам. Людям нравятся интересные вещи, что-то с легендой. Например, даже кофе. Я закупаю не промышленный, а так называемый крафтовый, его делают во Львове. В Запорожье, особенно в формате фаст-фуда, такого нет. Когда я его впервые попробовал, то понял, что такое настоящий кофе. Хочется предлагать людям качественный продукт, поэтому заказываю этот", - Руслан демонстрирует пачку с кофе и предлагает попробовать напиток. Кофе он делает в красивом стаканчике с прекрасной надписью, ведь важно уделять внимание даже таким мелочам. Голубой логотип KOZAK and food нарисовала дочь Руслана – она учится на дизайнера.

Пока АТОвец предлагает покупателям кофе и выпечку, но есть и сезонные предложения – например, вяленые помидоры и сало. Руслан планирует постепенно расширять ассортимент – продавать хлеб собственного производства, различные виды сала, другую продукцию. "Больше всего люди любят приятные эмоции. Это самое дорогое, что можно дать человеку, это я и хочу предлагать своим клиентам. Чтобы человек пришел сюда и отдохнул, пусть это будет пять, десять минут" - улыбается Руслан.

Алексей Совач. Сэндвич-бар Bronik

Сандвич-бар Bronik открылся недавно в районе запорожского автовокзала. Один из его хозяев - ветеран АТО Алексей Совач.

Перечень того, чем Алексей занимался до войны, немалый – заведующий складом, букмекер, строитель... А потом случился 2014 год. Мужчина долго размышлял, но в итоге пошел в военкомат. Прошел немало бюрократических преград, но таки попал в запорожскую 55-ю артиллерийскую бригаду. Воевал год, в 2015-м, после Минска-2, подразделение Алексея увели с "передка". Прожив несколько месяцев в лесу, без движений, человек решил уволиться – не видел смысла продолжать служить, да и здоровье ухудшилось.

Вернувшись к мирной жизни, Алексей начал искать свое место. Попробовал одно, другое, а потом почти случайно наткнулся на страницу бренда "Кофе Ветерано". Это вдохновило его и его сослуживца Александра – мужчины решили заниматься фаст-фудом. Примерно полгода ушло на подготовку – поиски места, покупку и оборудование в фургончике.

Участок возле автовокзала помогли найти ребята из "Запорожского совета ветеранов АТО". Они порекомендовали предпринимателя, который имеет здесь участок. Тот предложил аренду на выгодных условиях, на участке уже была и вода, и электроэнергия. Поэтому вскоре Bronik начал работу.

Пока с клиентам в заведении не очень – место не слишком "проходное", поэтому требуется время на развитие. Клиентам ребята предлагают сэндвичи и сыр в лаваше, разнообразные напитки, несколько дней назад в меню появились вареники фри. И у ребят еще много планов. "Очень много приезжает людей, которые узнали о нас из Фейсбука – очень классный контингент, немало приятных знакомств. Есть откуда брать силы на развитие", - делится Алексей.

Александр Лебедь. "Чубата кава"

"Чубата кава" АТОвца Лебедя – это полный спектр "кофейных услуг". Александр предлагает клиентам и кофе, и кофе-машины, и их обслуживание. Сейчас у предпринимателя почти 30 точек в Запорожье и области. Он собственноручно жарит кофе, обслуживает аппараты, ведет переговоры с клиентами. Бизнес для ветерана не нов – он занимался им до войны, под другим брендом. То дело он оставил на напарника, когда в 2014 году пошел служить в 55-ю бригаду. Но, когда вернулся, от бизнеса почти ничего не осталось. Надо было начинать сначала, и Лебедь рискнул.

"Поскольку я знаю кофе, то решил заниматься кофе и дальше. Пришла идея купить кофе-аппараты и заниматься уже своим брендом. Проблема была с финансами, но с первыми инвестициями мне помогли. Я уже все отдал", - рассказывает предприниматель.

Концепция бренда и название родились благодаря жене Александра. Именно она предложила продвигать запорожский край, она и нарисовала логотип – кофейная чашка с усами, над ней козацкий оселедец, будто пар идет. "Видишь, чуб и ус. Чуб как пар, а усы мы добавили для ассоциации с козаками, то есть с Запорожьем. Потом началась работа, стали разрабатывать состав кофе, он называется купаж. Долго выбирали поставщика, пробовали разные варианты – на это ушло больше месяца. Тогда пришлось выпить немало кофе, пока выбрали, пока настроили все машины", - рассказывает Александр.

Александр крутится, как белка в колесе, выходных у него нет: около 20 точек в Запорожье и еще 10 за городом не оставляют ему времени на отдых. Машина заменяет ветерану офис, а иногда и дом. Поэтому недавно Лебедь решил взять себе напарника - парня, вместе с которым служил. Пока учит побратима, но говорит, если все будет хорошо, оставит кофе на него, а сам будет осваивать другое дело. Какое – пока секрет. Но ветеран пообещал: если получится, расскажет Depo.Запорожье.

На Запорожье может быть вскоре принята областная целевая программа по поддержке бизнеса АТОвцев, рассказали в Запорожском центре помощи участникам АТО. Специалисты прошли соответствующее обучение по написанию бизнес-планов. Ведь ветераны, которые хотят открыть собственное дело, время от времени обращаются в Центр, но пока у него нет денег на полное или даже частичное финансирование какого-то стартапа. "Если программа будет принята, будем "выбивать" под нее деньги", - говорят в Центре. Однако здешние специалисты с радостью помогут советом, полезными контактами, юридической консультацией. Именно с помощью Центра владельцы фаст-фуда Bronik познакомились с предпринимателем, который предоставил место на выгодных условиях.

Поддерживают друг друга и сами запорожские ветераны. Например, в "Бронике" клиентам предлагают "Чубату каву". Также бойцы-предприниматели охотно делятся опытом с теми, кто только начинает свой путь к собственному делу.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье