История vs пропаганда: Почему у бердянского конструктора украли танк

Вплоть до 1980-х годов упоминаний об этом конструкторе с запорожскими корнями, настоящем отце танка Т-34, в советской литературе – и художественной, и технической – нечего было и искать

История vs пропаганда: Почему у бердянск…

В Бердянске на углу улиц Итальянской и Защитников Украины до сих пор стоит двухэтажный дом, в котором прошло детство настоящего отца Т-34 – конструктора Афанасия Фирсова. Репрессированный, расстрелянный, неизвестно, где похороненный, он на полвека был напрочь вычеркнут из советской "истории". В последние десятилетия обет молчания вокруг имени Фирсова снят, но "за поребриком" он навсегда отодвинут более удобным по пропагандистским соображениям уроженцем Ярославской губернии Михаилом Кошкиным – настоящей "рабочей косточкой", без "пятен в биографии".

Дом в Бердянске, где прошло детство "отца" Т-34 Афанасия Фирсова

По канонической советской версии, именно Михаил Кошкин создал Т-34. Сталинскую премию в 1942 году за разработку танка получили три конструктора: Кошкин (посмертно), Александр Морозов и Николай Кучеренко.

Бронемашины в те времена не назывались именем изобретателей или главных инженеров конструкторских бюро, как было с самолетами: Ту (Туполев), Ан (Антонов) или Як (Яковлев). Танки считались общим достоянием коллектива КБ и назывались просто Т-26, Т-28, где "Т" – танк, а номер – его модификация, или же БТ (быстроходный танк). Т-34, вне сомнений, был одной из самых совершенных машин своего времени. Но благодарить за него армия должна была совсем не Кошкина, а прежде всего уроженца запорожского края Фирсова.

Из купцов – в конструкторы

Будущий конструктор родился 25 апреля 1883 года в Бердянске в многодетной семье купца Иосифа Фирсова. Получил блестящее образование – окончил высшую техническую школу в Митвайде (Германия) и политехнический институт в Цюрихе (Швейцария). Среди выпускников последнего – 22 лауреата Нобелевской премии, в частности Вильгельм Рентген и Альберт Эйнштейн.

Образование, а затем и работа на западе, равно как и купеческое происхождение, естественно, потом сыграли свою роль в судьбе Фирсова.

Конструктор Афанасий Фирсов

До 1914 года будущий разработчик танков был сборщиком и конструктором швейцарского машиностроительного завода братьев Зульцер. Вернувшись на Россию с началом Первой мировой, до Октябрьского переворота работал инженером на Коломенском машиностроительном заводе и Нижегородском заводе "Теплоход". С 1917 года по 1922-й был начальником Нижегородского губернского управления профессионального образования. Оставался в Нижнем Новгороде до 1927 года, работая главным механиком здешнего завода "Красная Этна". Потом вернулся на украинские земли – механиком на николаевский судостроительный завод им. Анре Марти, где работал три года. В 1930-м был обвинен во вредительстве и впервые арестован. Претензии были к дизельным двигателям, которые Фирсов разрабатывал в Николаеве. Конструктору дали пять лет лагерей.

Забегая вперед, стоит отметить, что именно дизельный двигатель сделал Т-34 уникальной для своего времени машиной. До этого танков с дизельными двигателями не было, и идея эта целиком принадлежала Фирсову, ведь дизели были его коньком.

Вместо концлагеря – Харьковский паровозостроительный завод

Дело против Фирсова шили белыми нитками, и это было очевидно даже самым исполнителям. Уже в 1931 году коллегия ОГПУ решает: не настолько Фирсов опасный враг, насколько хороший инженер. Срок в концлагере конструктору заменяют работой на харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна (ныне Государственное предприятие "Завод имени Малышева", входящее в структуру Укроборонпрома, – ред.). "Слушали: Пересмотр дела №101032 гр. Фирсова Афанасия Иосифовича, осужденного постановлением коллегии ОГПУ от 23/6-30 г. к концлагерю сроком на пять лет. Постановили: Фирсову Афанасию Иосифовичу срок, оставшийся в заключении, заменить высылкой в г. Харьков для работы на ХПЗ", – говорится в выписке из протокола заседания коллегии ОГПУ от 18 сентября 1931 года.

На харьковском заводе под руководством бердянского конструктора были созданы два советских быстроходных танка: БТ-5 и БТ-7. За них в 1935 году "врага" Фирсова, срок высылки которого еще не истек, наградили Почетной грамотой ЦИК СССР и орденом Красного Знамени, а харьковский завод – орденом Ленина.

Фактически с появлением на ХПЗ Фирсова начались работы над агрегатами и конструкторскими решениями, которые позже органично войдут в конструкцию Т-34.

"Вредительский" танк

Танк БТ-7, фото 1935 года

В 1935 году харьковский завод передал танк БТ-7 в войска. Тогдашние советские пропагандисты мало чем отличались от современных российских: тоже стремились к "красивой картинке" военной мощи. Мультипликации к их услугам еще не было, поэтому демонстрировать чудеса маневренности заставляли настоящую технику.

Любимыми трюками во время показов и съемок для кинохроник в 1930-х были прыжки на танках БТ с трамплинов через рвы, траншеи и реки. Танки таких испытаний не выдерживали. Ответственного за это нашли быстро – Фирсова обвинили в "неисправности в танковой коробке скоростей", отстранили от руководства конструкторским бюро, но сначала не посадили и даже оставили конструктором.

На заводе начались поиски новой коробки передач, были рассмотрены несколько конструкторских решений, и в производство пошла конструкция, разработанная Александром Морозовым. На завод, на замену Фирсову в качестве руководителя КБ, прислали Кошкина. Тот прибыл в январе 1937-го и получил наследство в виде наработок "врагов народа". Именно Фирсов вводил Кошкина в курс дел на ХПЗ.

Фирсова же через несколько месяцев второй раз арестовали за вредительство, 10 декабря 1937 года он был расстрелян. Где похоронен бердянский конструктор, до сих пор неизвестно.

В 1956 году Афанасия Фирсова посмертно реабилитировали "за отсутствием состава преступления", но его имя было напрочь забыто на тридцать лет: не всплывало ни в прессе, ни в технической, ни в художественной литературе.

"Возвращение" Афанасия Фирсова

Первым, кто упомянул о роли Фирсова в создании Т-34, была уроженка Харькова Лариса Васильева – автор известной в свое время книги "Кремлевские жены". В "Правде" (№311) 6 ноября 1988 года вышла ее статья "Без них нельзя".

Васильева – дочь Николая Кучеренко, одного из трех "официальных" конструкторов Т-34. Она обещала отцу написать книгу об истории Т-34. Именно Кучеренко и назвал дочери фамилию Фирсова: "С него все начиналось. Без него ничего бы не было". Впоследствии Васильева выпустила в соавторстве книги "Правда о танке Т-34" и "Николай Кучеренко. 50 лет в битве за танки СССР".

"Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены еще при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона (эквивалентная толщина носа — 90 мм), длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 тонн, отказ от колесно-гусеничного движения в пользу чисто гусеничного", – рассказывал еще один участник создания Т-34, Василий Васильев.

Впрочем, говорить о настоящем возвращении Фирсова не приходится. Даже несмотря на то, что его имя теперь можно найти на сайте Бердянского горсовета в разделе "Знаменитые земляки".

История vs пропаганда

Танк Т-34

Т-34 в последние годы превратился в одну из "скреп" российского "победобесия". Стоит отметить, довольно удобную "скрепу", ведь танков-памятников стоит на постсоветских просторах, в частности и в украинских городах и городках, немало. Конечно, не все они Т-34, некоторые совсем не танки, а различные бронемашины, но то уже нюансы. Российские пропагандисты одну за другой штампуют о них ленты, преимущественно напрочь трэшовые, как, например, "Танки" 2018 года, которая посвящена именно Т-34.

Еще один элемент раскрутки "скрепы" – ремонты раритетных "тридцатьчетверок" до ходового состояния. Такую реконструкцию, в частности, провели любители "русского мира" в Луганске незадолго до начала российско-украинской войны. А в этом году 9 мая восстановленную "тридцатьчетверку" выкатил на улицы Запорожья местный любитель "победобесия" Вячеслав Богуслаев.

Главный посыл всех этих мероприятий – "такую мощь способен был сделать советский народ". Уроженец запорожского края Фирсов, со своим "западным образованием" вычеркнутый из жизни и памяти советской репрессивной машиной, в эту концепцию, конечно же, не вписывается. Пока же бердянский конструктор не занял достойного места в украинской истории и сознании, "тридцатьчетверка" останется украденной у украинцев, а воры будут использовать ее по своему усмотрению.

Читайте также

Танк вместо зарплаты: Зачем Богуслаев кормит работников "победобесием";

Гибридный полк: Кто и зачем тянет украинцев в свой окоп;

Архивы КГБ: Как на запорожских заводах в 1930-х охотились на "фашистских шпионов";

Передвижные бани и внедорожники: Как запорожские волонтеры собирают из металлолома машины для фронта.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme