Долой маршрутки, даешь телепорт: О чем просят запорожцы в электронных петициях

Активные жители Запорожья с энтузиазмом бросились создавать электронные петиции и собирать подписи, однако насчет практической пользы нововведения у многих пока есть сомнения

Уже два месяца в Запорожье действует система электронных петиций. Сервис был создан на требование закона "Об обращениях граждан". Для запорожцев это явление не стало новым. Например, осенью прошлого года неравнодушные горожане призвали поддержать обращение относительно спасения города от экологической катастрофы, адресованное президенту. Нужное количество подписей так и не собрали. Теперь жители города имеют возможность апеллировать уже к местной власти по наболевшим вопросам.

В теории электронные петиции, идею которых Украина переняла на Западе, являются действенным инструментом взаимодействия общества с властью. Однако дадут ли они какие-то конкретные результаты в украинских условиях?

Для того чтобы подать петицию, особых усилий прилагать не надо – достаточно заполнить поля с персональными данными и добавить текст обращения. Подписаться еще легче – ввел ФИО и электронный адрес, и все. Перед появлением на сайте петиция должна пройти премодерацию. Ответственные лица в Департаменте внутренней политики проверят, соответствует ли она всем требованиям – в частности поднятый вопрос должен входить в компетенцию городской власти.

Если обращение было обнародовано на сайте, в течение 60 дней оно должно собрать 750 подписей. После этого требования должны рассмотреть в профильных депутатских комиссиях и вынести вопрос об их поддержке на сессию горсовета.

По состоянию на начало марта запорожцы подали более 400 петиций. Из них прошли модерацию где-то три четверти – остальные не пропустили. Кстати, насчет объективности модерации у некоторых журналистов и активистов возникают сомнения. Например, петицию от журналистки Татьяны Гонченко относительно проведения регулярных пресс-конференций мэром города Владимиром Буряком забраковали – мол, это превышение полномочий городской власти. В то же время такие, явно "стебные", требования как построение телепорта прошли.

Еще одно слабое место системы – возможность "накрутки" голосов. Любой человек может подписаться неограниченное количество раз под вымышленными именами. Например, под обращением о сохранении демонтированного памятника Ленину нашли немало явно фейковых подписей с именами типа "Виктор Цой" и "Виталий Кличко". Эту тему даже озвучили на сессии горсовета. Директор коммунального предприятия "Центр информационных технологий", которое занимается сайтом, Юрий Орешкин, в ответ пообещал, что такие подписи будут проверять, и при наличии одинаковых IP-адресов будут удалять. Кстати, под упомянутым обращением часть подписей уже аннулировали.

"Если кто-то думает, что этим можно злоупотреблять или хулиганить на эту тему, не стоит забывать, что в цифровом мире остаться незамеченным очень сложно", - добавил чиновник в общении с корреспондентом Depo.Запорожье.

В конце февраля Орешкин опубликовал в "Фейсбуке" статистику по тематике поданных петиций.

Как видим, больше всего горожан волнуют вопросы городского транспорта – это почти половина всех петиций. В обращениях они просят проложить новые маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев между районами, убрать "спринтеры" с проспекта или из города вообще, создать новые остановки. Случаются и идеи относительно новых видов транспорта – от метро и метротрама до подвешенных вагонов Skyway и амфибусов. Интересным является то, что примерно половину всех "транспортных" петиций составил один и тот же человек – Виталий Бесчасный.

Другие "болезненные" темы, которым посвящено большое количество петиций – инфраструктура и благоустройство, парки, дороги, ЖКХ. Особенно горожанам мешают скопления киосков и наружной рекламы.

Авторы петиций просят власть построить в городе с десяток новых объектов. Среди них – крематорий, ледовая арена и каток, парк для экстремалов, подземные торговые центры, небоскребы и спорткомплекс для занятий каратэ. Нашлись и недовольные существующим футбольным стадионом и аэропортом – требуют построить новые. С аэропортом все понятно, его состояние оставляет желать лучшего, а вот "Славутич-Арена" не нравится автору петиции, потому что "не соответствует европейским требованиям, неуютная и холодная". Сразу несколько обращений посвящены достройке новых мостов через Днепр. Поскольку в этом деле городские власти вряд чем-то помогут, такие петиции можно считать "криком души".

Отдельно можно выделить идеи по обустройству Запорожской площади, где раньше стоял Ленин – на эту тему написано полтора десятка обращений. Вместо демонтированного Ильича запорожцы хотят видеть "чертово колесо" (самый популярный вариант), обзорную башню, памятники Шевченко, Бандере, казакам и простым горожанам. Другие требуют не ставить на площади ничего, а просто отремонтировать ее.

Беспокоит жителей Запорожья и тема бездомных животных – кто-то требует признать котов частью экосистемы города, а кто-то жалуется на нападения собак.

Среди петиций гуманитарного направления заметное место занимают те, что направлены на завершение декоммунизации – в частности переименование Коммунарского района и острова Ленина. Последнее требование горсовет уже удовлетворил и без петиции – на последней сессии. Противоположная позиция – в уже упомянутой петиции о сохранении памятника Ленину. Новые запорожские мосты просят назвать в честь покойного мэра Александра Поляка. А вот улице, которая с недавних пор носит имя ректора Запорожского национального университета Вячеслава Толока, хотят подыскать новое название – по словам автора петиции, во времена Толока в вузе процветала коррупция. Неоднозначный памятник Джону Леннону собирает голоса как за, так и против установки. На этом тема памятников не исчерпывается – в городе также хотят видеть монументы в честь Нестора Махно, автора мультфильмов о казаках, уроженца города Владимира Дахно, генерала армии УНР Виктора Куста и даже группы O. Torvald, которая будет представлять Украину на нынешнем "Евровидении".

Шуточных петиций – считанные единицы, но они привлекли больше всего внимания – о них в частности написали все украинские СМИ. Улицу Камяногорскую авторы обращения требовали переименовать в Каннибалкорпскую в честь рок-группы, название которой переводится как "Труп каннибала". А лучшим решением транспортной проблемы в другой петиции названо строительство телепортов между районами.

Петиции составлены на украинском и русском языках примерно в равной пропорции. Часть далека от стандартов канцелярского стиля – с эмоциональными оборотами, знаками восклицания, риторическими вопросами и фразеологизмами. Один из авторов, например, цитирует песню советской звезды Кола Бельды, доказывая преимущество метротрама над другими видами транспорта – "самолетом хорошо, а олени лучше". "Нельзя хранить яйца в одной корзине!" - так называется петиция с требованием не объединять троллейбусные парки. "Деньги не пахнут!", - это уже про общественные туалеты. Некоторые авторы не только предлагают свои собственные идеи, но и полемизируют с другими, создавая для этого отдельные петиции.

"Такое впечатление, что некоторые запорожцы воспринимают портал то как виртуального психолога, то как трибуну, на которой можно высвободить собственных демонов", - пишет блогер Арина Мосягина.

Первая петиция, которая набрала необходимое количество голосов, содержала требование отказа от тесных маршруток и замены их на комфортные вместительные автобусы. Тема, видимо, оказалась настолько болезненной, что подписи продолжали поступать и после преодоления отметки в 750 штук – сейчас их уже больше тысячи. Однако автор видимо не знал, что в декабре прошлого года горисполком уже решил сделать то, о чем он просит - избавиться от "спринтеров", не допуская их на конкурсы по перевозкам. Мэрия обещает, что маршрутки исчезнут с улиц города через 3-4 года. Петицию (единственную из всех) успели вынести на январскую сессию горсовета, и депутаты прогнозируемо ее поддержали.

На февральской сессии депутаты рассмотрели и поддержали уже 6 петиций: о строительстве мусороперерабатывающего завода, развитии велоинфраструктуры, строительстве общественных туалетов, внедрении социального такси, очистке малых рек и усилении контроля за загрязнением окружающей среды. А вот петицию по снижению тарифов на услуги КП "Наш город" отложили на следующий раз.

"Петиции - это реальное отражение проблем, которые беспокоят общество. Это инструмент "прямой демократии", который является перспективным. Другое дело - с технической точки зрения этот инструмент пока несовершенен", - говорит пресс-секретарь городского головы Запорожья Владимира Буряка Ольга Мешок.

При этом решение горсовета о поддержке этих петиций можно назвать скорее политическими. Депутаты принципиально согласились с необходимостью решения этих проблем. Однако о каких-то конкретных шагах, сроках выполнения и расходах пока не говорится. В случае неисполнения решения ответственности никто не понесет. Таким образом, пока что максимальный эффект от петиций в практической плоскости – привлечение внимания к проблеме.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье