Генплан-1949: Каким видели Запорожье сталинские архитекторы

Согласно проекту 70-летней давности, в Запорожье должен был быть оперный театр, 20-тысячный футбольный стадион и ботанический сад на Хортице

Во время недавней пресс-конференции, посвященной проекту изменений в Генплан Запорожья, присутствующим был презентован настоящий раритет – Генеральный план города 1949 года. И.о. директора Департамента архитектуры и градостроительства Запорожского горсовета Павел Назаренко пояснил, что документ недавно, практически случайно, был найден в архиве. Генплан был отреставрирован – склеен – и теперь хранится в департаменте.

Depo.Запорожье решили показать нигде ранее не обнародованный Генплан и рассказать, что из замыслов 70-летней давности было реализовано, а что так и осталось на бумаге и в воображении авторов.

Кроме самого плана, мы нашли посвященную ему статью в газете "Большевик Запорожья" того же 1949-го года, фрагменты из которой и приводим.

Генеральный план был разработан группой специалистов киевского института "Гипроград", который существует до сих пор под немного измененным названием – "Гипроград" и проектирует большинство украинских городов. Нынешний план Запорожья – тоже их авторства.

Все отметки и легенда – на украинском языке. Чертеж выполнен вручную, где видны "черновые" наброски карандашом.

Колорит этому артефакту добавляет чернильное пятно.

Чтобы лучше понять замыслы авторов Генплана, вспомним, каким было Запорожье в конце 1940-х. Двумя главными районами были старый город (нынешний Александровский район), где располагалось большинство админзданий, и Соцгород (сейчас район проспекта Металлургов), построенный во время индустриализации 1930-х годов. Уже частично существовали нынешние Шевченковский, Заводской и Днепровский районы, а вот Вознесеновского, Коммунарского и Хортицкого районов, Осипенковского и Бородинского микрорайонов как таковых еще не было.

Начнем со старого города. Новый архитектурный комплекс должен появиться в районе улицы Базарной. Рядом - сквер.

Среди разрушенных объектов – драмтеатр. Его планировали восстановить и обозначили на карте (цифра 7; теперь это театр им. Магара).

В местности, которую запорожцы знали как Дубовый Гай, должен был быть создан одноименный парк. В 1959 году он был открыт. Интересная деталь: именно на территории "Дубовки" предполагалось строительство городского цирка (число 18 на карте).

На нынешней Университетской площади уже запланировали памятник в честь освобождения Запорожья от нацистов, однако на карте он расположен не в глубине площади, а ближе к проспекту (28). А там, где в 1960-м открыли всем известный танк, должен был стоять дворец культуры заводов (16).

Главная перемена, которую задумали архитекторы и должны были воплотить строители – построение нового центра Запорожья между Соцгородком и старой частью, на месте села Вознесенка. Это район, известный ныне как Вознесеновский. В целом он получился таким, как и был задуман.

Старое Запорожье и Вознесенку, где в 1950-х началось строительство района, разделяла балка. По Генплану через нее должны были протянуть дамбу, которая бы соединила главные транспортные артерии старого города и нового района – улицу Энгельса и проспект Ленина соответственно. В 1952-м улица Карла Либкнехта официально стала частью проспекта Ленина. А в 1962-м, как и было предусмотрено планом, достроили ту самую, хорошо знакомую всем горожанам дамбу.

Сердцем нового центрального района Запорожья должна была стать площадь с главным админзданием – Домом Советов. В начале площади предусматривались два памятника (или просто статуи) на высоких постаментах. С другой стороны проспекта начинался бульвар, спускавшийся до самого Днепра. В газете был напечатан эскиз этого архитектурного ансамбля.

В общих чертах эта идея была воплощена. Дом Советов – это нынешняя ОГА. Но, во-первых, она выглядит не так, как на эскизе (без башни и колонн). Во-вторых, ее "передвинули" ближе к проспекту – площадь перед ней (ныне Площадь Героев) вышла небольшой, зато с другой стороны расположился не бульвар, а еще одна площадь (Фестивальная, бульвар Центральный начинается дальше). От статуй тоже отказались.

Вообще в Генплане в границах Центрального района можно увидеть три таких бульвара, идущие в сторону реки перпендикулярно проспекту. Второй – это прообраз проспекта Маяковского. На площади Маяковского должен был предстать оперный театр на 1600 мест (цифра 6).

А в конце бульвара, примерно там, где сейчас медуниверситет, хотели построить Центральный стадион – больше, чем "Металлург", на 20-30 тысяч мест. К слову, о новой футбольной арене в районе Набережной речь шла вплоть до конца 90-х. Однако ни оперы, ни нового стадиона запорожцы так и не увидели.

Третий бульвар в советские времена носил имя Жданова, а сейчас – Шевченко. В его начале должен был быть кинотеатр (20 на карте). Вместо этого на том месте появился корпус строительного техникума, в который позже переехала мэрия (которая ранее находилась в нынешнем здании городского управления полиции).

Соцгород пострадал во время войны, но активно отстраивался. Проспект Металлургов тогда носил имя Сталина. Также на этом фрагменте заметны "круглый дом" и стадион "Металлург" (теперь "Славутич-арена").

А вот так архитекторы видели ансамбль нынешней Запорожской площади. Эскиз, вероятно, еще довоенный, но концепция та же, что и в Генплане. Памятник Ленину предполагался уже тогда, но в проекте выглядел иначе, чем тот, который был открыт в 1964-м и демонтирован в 2016-ом.

Второй фрагмент карты, который сразу бросается в глаза – это Хортица. По тогдашнему замыслу, нетронутых природных зон здесь должно было быть значительно меньше, чем есть сейчас. Весь остров покрыт дорогами.

Северная часть – ботанический сад (в балке Музыкальной), дома отдыха и стадион. Серая полоса с левого берега на остров и далее на правый – линии электропередач. В плане уже есть мосты Преображенского (их как раз начали строить в 1949-м) и Арочный мост (появился в 1970-е). А вот музея и, тем более, макета Сечи мы не заметим – об этом начали говорить уже в 1960-х, когда был создан заповедник.

Возле уже существующей железнодорожной станции "Запорожская Сечь" (обозначена как "Сечь") – немалое селение, значительно большее, чем в конце концов было построено.

Центральная часть острова – это сады и поля.

Также на юге Хортицы собирались оставить существующую ветку железной дороги Запорожье-Никополь с двумя мостами. Эти мосты были построены в качестве временных в 1944-м году. Вероятно, их планировали заменить более надежными сооружениями, но в 1952 году и мосты, и ветку железной дороги полностью разобрали, хотя остатки насыпи можно заметить и сегодня.

Остатки ветки железной дороги на юге Хортицы. Фото с сайта hortica.zp.ua.

Бабурки, Бородинского, Осипенковского, Песков и Космоса в проекте нет.

Планирование Кичкаса (Заводского района) сейчас остается таким же, как и было.

Вот так, например, выглядел будущий Космический микрорайон. Ведущая к развилке дорога - сегодня знакома нам как улица Космическая.

А южнее - уже существующие на тот момент очистные сооружения и совхоз имени Сталина, ныне - Исследовательская станция.

Два железнодорожных и два речных вокзала в документе - те же, что и сейчас. А упоминаний об аэропорте и автовокзале нет.

Междугородние трассы в плане – те же, что и сегодня: на Днипро, Крым, Харьков, Мариуполь.

Кстати, интересны особенности тогдашней украинской топонимики: "в Донбасс" (а не "на Донбасс") и "Никопиль".

Одна деталь плана так и осталась загадкой. Это - расположение будущего памятника Сталину. По идее, это должен был быть большой монумент – он упомянут в легенде карты, как и "днепрогесовский" Ленин. Однако соответствующего числа 27 на карте нет.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье