Гапон Запорожский: Зачем митрополит Лука гонит священников из московской церкви

Запорожскую епархию Украинской православной церкви Московского патриархата продолжают сотрясать скандалы. И чем дальше, тем больше понятно, что они инспирируются этой же епархией

Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Гапон Запорожский: Зачем митрополит Лука…

Второй с начала года: священника Запорожской епархии УПЦ МП подвергают обструкции за патриотическую позицию и, в прямом смысле, гонят из церкви. Прецедентный случай произошел в январе - иерея Анатолия (Ревтова) выгнали из собрания Запорожской епархии, происходившего под председательством митрополита Луки. Участников собрания возмутило выступление священника на украинском языке, попутно иерею напомнили его сообщения в соцсетях, где он критиковал по сути политическую заангажированность церкви.

Отец Анатолий (Ревтов)

Ревтов - священник молодой, ему 30 лет. После того собрания сразу решил, что на этом его служение в лоне Московского патриархата закончилось. Тем более, что в последнее время недоразумений с другими членами епархии хватало: священники выражали недовольство поездками Анатолия на Донбасс к украинским военным и его сотрудничеством с волонтерами. Служение священник не бросил, сменил конфессию - уже месяц, как служит в Киевском патриархате.

И вот – второй случай. Произошел он в воскресенье, 11 марта, со священником более почтенного возраста, чье служение отмечено многими церковными наградами. В небольшой храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при 9-й запорожской больнице, где служит 55-летний Игорь Савва, пожаловала целая делегация: митрополит Лука, благочинный отец Олег и какие-то юнцы. Священнику заявили, что больше он здесь не служит. Поводом якобы стали молитвы отца Игоря за защитников Украины и нежелание молиться за московского патриарха Кирилла. А если точнее, то даже не его нежелание, а паствы, представители которой просили не упоминать имя московского патриарха в стенах храма. Церковное начальство приказало священнику уходить, поэтому он собрал вещи, а вместе с ним ушли некоторые его прихожане. Храм опечатали.

Отец Игорь (Савва) со своей паствой

Демонстративность действий Луки и его клики не вызывает сомнений. Отцу Игорю не вручили каких бы то ни было документов, которые содержали бы информацию, на основании чего его отстраняют и от чего именно отстраняют - то ли от служения конкретно в этой церкви, или вообще гонят из Московского патриархата. То есть бумажек нет, но есть громкое событие с закрытием храма и при участии церковной верхушки.

"Священства они лишить меня не могут, это как крещение, нельзя его отменить. Что касается другого, не знаю, только день прошел", – рассуждает священник. Что дальше делать, отец Игорь также не знает, но признается, что непонимание, неприятие того, что творится в УПЦ МП, зрело у него давно, с 2004 года, когда здешние священники превратились в рьяных агитаторов за Виктора Януковича. После Майдана политическая ангажированность коллег лишь обострилась. Священник подчеркивает, что его отношение к церкви не продиктовано политическими взглядами, наоборот – крайняя политизированность церкви вызывает у него неприятие на духовном уровне.

Служение Игорь Савва, как его молодой коллега и, кстати, товарищ (а дружба между священниками разных конфессий в Запорожской епархии УПЦ МП не приветствуется), бросать не собирается и не исключает, что вслед за отцом Анатолием перейдет в Киевский патриархат. Не исключает он и того, что за ним пойдет часть его небольшой (25 - 30 человек) паствы. Здесь и возникает вопрос: зачем запорожскому митрополиту Луке избавляться от священников и прихожан на фоне того, что московская церковь в Украине и без того теряет популярность? И ответ здесь может быть только один: есть сверхзадача. С этим соглашается и отец Игорь: священник говорит, что действия запорожского митрополита очень похожи на провоцирование общественного напряжения вокруг церкви.

А теперь, как говорится, "следим за руками". В начале года напряжение вокруг Запорожской епархии возникло после отказа священника отпевать трагически погибшего двухлетнего малыша из-за того, что он крещен в Киевском патриархате. Смерть этого ребенка была настолько невероятной, что это просто не укладывается в голове (напомним, в новогодний вечер на мальчика упал самоубийца). Словосочетание "ужасная случайность" не отражает того, что произошло. Это не могло, не должно было случиться. Но разве то, что происходило потом, случайность? Натасканные против представителей других конфессий священники - это уже не случайность. Это - целенаправленная работа. Могло не быть трагически погибшего малыша (очень бы хотелось, чтобы этого не было), но мог быть убитый на фронте АТОвец и любой человек, близкие которого, убитые горем, обратились к ритуальной службе, к которым пришел "отмороженный" священник и во время церемонии погребения сказал: "я не буду отпевать этого человека". То есть скандал "не здесь, так там" был лишь делом времени.

"Следим за руками" далее. Пытается ли после этого Запорожская епархия как-то сгладить ситуацию? Наоборот! Ее священники городят такое, что не хочется повторять, и подливают масло в огонь. Начинается общественная акция "Принеси куклу", во время которой на АТОвца, принесшего игрушку в храм, нападают православные титушки. Правоохранители берут запорожские храмы под охрану. Всем уже очевидно, что определенная напряженность создана. Останавливает ли это запорожского Гапона - Луку? Опять нет. Скандал еще не утих, как священнику Ревтову устраивают обструкцию из-за украинского языка.

На Крещение от Луки шарахаются, как от чумы. Властная верхушка, которая до этого ныряла с ним в Днепр, едет подальше. Он уже токсичен для них. Но митрополит снова не останавливается. В феврале становится известно, что Запорожская епархия устраивает крестный ход в центре Запорожья. Каких-то особых церковных поводов для этого нет. Общественность возмущена и требует запретить московское хождение по центру города. Городская власть поддерживает. Священники на удивление быстро соглашаются. Шествие идет второстепенными дорогами, на двоих прихожан приходится по милиционеру, священников просто не видно за нацгвардейцами и полицией. Складывается впечатление, что теперь Лука решил изобразить гонимого, а возможно, надеется, что провокация и в таком виде вызовет какой-то ответ. Но сопровождает ход только троица АТОвцев с игрушкой, которые миролюбиво улыбаются, когда видят, как между ними и шествием становятся спецназовцы.

Не прошло двух недель, как снова скандал, теперь уже с отцом Игорем. И снова с политическим привкусом: священника гонят не за нарушение каких-то канонов, а за проукраинскую позицию. Гонят намеренно громко, чтобы все знали. Так невольно возникают ассоциации между митрополитом Лукой и известным попом-провокатором имперской ФСБ (царской "охранки") Георгием Гапоном.

Если так, то напоследок стоит напомнить слова заместителя председателя СБУ Виктора Кононенко, которые прозвучали в конце февраля: "Новым приоритетом на фоне инспирированных искусственных межнациональных конфликтов является создание искусственных межконфессиональных конфликтов в Украине". Заместитель председателя СБУ подчеркнул, что российские спецслужбы считают разжигание противостояния в украинском православии наиболее эффективным. "Именно на провоцирование обострения в данном направлении будут направлены основные усилия противника в ближайшее время", - предупреждал замглавы спецслужбы. И для осуществления этих целей РФ, по его словам, планирует использовать "имеющийся у них арсенал подконтрольных церковных и околоцерковных организаций".

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme