Этюд в багровых тонах: В Запорожье уникально визуализировали эпоху Хмельнитчины

Главный цвет новой выставки – тревожно-красный, он отсылает к драматичным и ярким событиям украинской истории середины XVII столетия

Этюд в багровых тонах: В Запорожье уника…

Тексты с множеством отсылок к другим называют гипертекстуальными. С этой позиции выставку "Где есть бои – там есть герои", которая открылась в музее "Город за порогами" в Запорожье, можно назвать гипервизуальной.

Оформление выставки отсылает к полотнам фламандского художника Давида Тенирса младшего. Каждый отдельный экспонат – к тем или иным событиям. Собранные в натюрморты, они становятся многослойными символами. "Экспозиция довольно сложная, многогранная, многоаспектная, что требует от посетителя определенного уровня эрудиции, воображения и даже имплементированного мышления. Это когда картину, как в XVII столетии, не просто рассматривавали, а прочитывали", – сразу предупреждает о сложности восприятия экспозиции заведующая отделом Национального заповедника "Хортица" Светлана Копылова.

Заведующая отделом Национального заповедника "Хортица" Светлана Копылова

Экспозиция, созданная сотрудниками "Хортицы", посвящена одному из важнейших, если не самых значительных эпизодов становления украинской государственности - национально-освободительной войне украинцев против Речи Посполитой под предводительством Богдана Хмельницкого. В украинской историографии она именуется также Великой украинской революцией. А поколениями украинцев зовется Хмельнитчиной.

Впрочем, эпохой Хмельнитчины экспозиция не ограничивается. Здесь можно проследить связь с сарматским периодом истории Украины. Присутствуют на выставке и библейские мотивы, призванные подчеркнуть, что самоидентификация украинцев в XVII веке происходила, в частности, по религиозному признаку.

Экспозиция была подготовлена учеными еще весной, но тогда открытию помешал карантин. "Потом мы искали для открытия дату, которая бы соответствовала статусу выставки. И решили приурочить ко Дню Конституции Украины", – говорит Светлана Копылова.

Читайте также:

Хортица навсегда: Как заповедный запорожский остров "прорывался" к ценителям через карантин.

Несмотря на эмоциональную и смысловую загруженность экспозиции, она основывается исключительно на исторических событиях и документах. Главный цвет выставки – тревожно-красный, потому что, как и современники Хмельницкого, сотрудники "Хортицы" сравнивают восстание с пожаром. "Это пламя так разгорелось, что не было ни одного села, ни одного города, где не звучали бы призывы к своеволию", – комментирует заведующая отделом Национального заповедника "Хортица".

Первый объемный натюрморт выставки – поставленный на дыбы воз с музейными предметами – олицетворяет Украину, которая в 1648 году стала дыбом, и порванные цепи (они тоже присутствуют в экспозиции), которыми она была скована на протяжении столетий. Сам крестьянский воз передает народный характер этой борьбы.

В телеге можно увидеть великолепно выполненные реконструкции хоругвей киевского полка – административно-территориальной единицы созданного государства с центром в Киеве.

Привлекает внимание одна из хоругвей – рука с извилистым мечом, которую продолжает крест. Это отсылка к известному астрономическому событию 1648 года, которое произвело сильное впечатление на очевидцев и считалось в Речи Посполитой предвестником жутких событий. В конце концов так и произошло. "16 января 1648 года над Варшавой в два часа по полуночи видели знамение: комету, крест на гробу и руку с мечом. Многие тогда сказали, что это пророчество о смерти короля (правителя Речи Посполитой Владислава IV, который действительно умер вскоре, – ред.). Но, как оказалось, это было пророчество о более трагических, более масштабных событиях. Современники писали, что еще никогда Речь Посполитая не была в такой ситуации, никогда настолько не была близка к своему концу. В этом есть драма, и в этом есть перспектива, есть надежда. Надежда была на независимость. На независимость, которую получили именно в середине XVII века", – объясняет Светлана Копылова.

Отдельную роль играют на выставке картины: настоящие и пустые багетные рамки. Первые - попытка создать "портрет музея", как в свое время создал "портрет галереи эрцгерцога Леопольда Вильгельма Давид Тенирс, сделав маленькие копии более двух сотен полотен галереи. Вторые символизируют безымянных героев восстания под предводительством Хмельницкого. Некоторые рамки позолоченные, некоторые – простецкие. А некоторые – кривые и сломанные, ведь нет идеальных героев.

Многослойность и многогранность открытой ко Дню Конституции выставки перечисленным, конечно, не ограничивается. Вдумчивый зритель найдет в этом этюде по истории Украины в багровых тонах много интересного. Возможно, ответов, возможно, вопросов. Главными из которых, учитывая сегодняшний государственный праздник, кажутся такие: почему кровью и мечом отстаивая свою государственность, Украина раз за разом ее теряла; действительно ли вырвалась из этого круга; как не попасть в него снова.

Читайте также:

В гости к батьке: Как в Запорожье создают первый в мире музей Махно;

Экспозиция с чердаков, Как на Запорожье начали сельское музейное движение;

Время собирать камни: Откуда в фундаменте запорожского амбара десятки немецких надгробий.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"