"Дорого-богато": Кто спасет Запорожье от уродливых вывесок

Запорожский конструктивизм, советский ампир, меннонитская неоготика, модерн старого Александровска – уникальную запорожскую архитектуру не разглядеть за яркими, в основном лишенными какого-либо намека на вкус, вывесками

"Дорого-богато": Кто спасет Запорожье от…

Искажение городского пространства вывесками – проблема древняя, присущая практически всем украинским городам. Особенно болезненно наблюдать, как рекламный хаос появляется на фасадах домов, представляющих архитектурную или историческую ценность. Эта беда не миновала в Запорожье ни Соцгород – яркий образец архитектурного конструктивизма, ни историческую застройку старого города, ни советский ампир проспекта Соборного. Впрочем, в последнее время запорожские коммунальщики начали убирать в центре города слишком эпатажные вывески либо требовать, чтобы их убрали владельцы магазинов и других заведений. Портал Depo.Запорожье попытался разобраться, что не так с этими вывесками, кто и почему создает их такими, а главное – станут ли первые ласточки борьбы с такой безвкусицей общей городской тенденцией.

Масштаб проблемы в прямом смысле бросается в глаза на главной улице Запорожья – проспекте Соборном. Огромные билборды, пластиковые вывески, яркие цвета портят его невероятно. При том, что именно на нем расположено немало зданий, которые уже признаны или достойны того, чтобы стать архитектурными достопримечательностями. Чтобы разместить на подобном здании вывеску в любой развитой стране, необходимо будет пройти длительную процедуру согласования, поскольку исторические здания у них – общее наследие, которое оберегают от вмешательства. В Запорожье эти вопросы на протяжении многих лет были, по сути, отданы на откуп владельцам или арендаторам зданий.

Запорожские предприниматели завешивали древнюю лепнину ярким пластиком, стараясь всячески привлечь внимание к своим заведениям. Краевед Роман Акбаш, который постоянно проводит в Запорожье экскурсии, отмечает: любые вывески на исторических зданиях и просто на зданиях в центре города, который является его лицом, должны соответствовать определенным нормам. По крайней мере, быть такими, которые не уродуют внешний вид здания, не мешают увидеть и оценить первоначальный замысел архитектора. Вывески же в Запорожье, в частности на проспекте Соборном, существенно искажают внешний вид, а в некоторых случаях и бесцеремонно закрывают архитектурные детали.

Особенно это касается первых этажей, которые вовсе утратили первоначальный вид.

"Как человек, который довольно часто показывает город гостям, должен сказать, что это одна из тех вещей, которые неприятно удивляют туристов. У меня часто спрашивают, почему так происходит, что здания в центре завешаны яркими вывесками и закрыты пластиком. Некоторые здания выглядят просто ужасно – каждый магазин красит здание в свой цвет, вывески одна другой ярче", - возмущается Акбаш.

Решить эту проблему должна разработка дизайн-кода города, то есть общих правил оформления конкретных улиц. Код должен разрабатываться специалистами – дизайнерами, архитекторами, художниками и даже историками и учитывать особенности конкретного города.

Роман считает, что в идеале код должен быть отличен для зданий разного стиля, ведь дома XIX столетия и построенные, например, после Второй мировой войны, существенно отличаются по своей архитектуре.

Ранее на части фасадов запорожских зданий вообще не использовали вывесок. "На старых открытках можно увидеть, что большая часть вывесок включала лишь буквы. То есть они крепились непосредственно на фасаде, отсутствовали какие-либо масштабные конструкции, все было лаконично, красиво и украшало дом. К счастью, сейчас я наблюдаю, что что-то начали делать", – замечает краевед.

Главный художник Запорожья Артем Еременко рассказал, что на сегодня размещение вывесок и иных конструкций на зданиях города регламентируют следующие документы: "Закон Украины об охране культурного наследия", "Закон Украины о рекламе", "Закон Украины о благоустройстве населенных пунктов", а также "Типовые правила размещения внешней рекламы в Украине". Окончательно урегулируют данный вопрос в Запорожье при принятии "Кода города", который разрабатывает институт "Харьковпроект".

Работа над первым этапом "Кода" практически завершена. Согласно ему, регламентируется уличный дизайн: обустройство фасадов зданий, озеленение, освещение, вывески, рекламные конструкции и тому подобное. В "Коде" прописаны рекомендации по оформлению этих объектов в соответствии с единым городским стилем.

В ближайшее время "Код" должен быть утвержден решением исполнительного комитета городского совета Запорожья. Фактически он станет "инструкцией" для органов власти и местного самоуправления: что в уличном дизайне является приемлемым для Запорожья, а что – нет.

На данный же момент Департамент архитектуры и градостроительства пытается проводить разъяснительную работу во время встреч с местным бизнесом. Главный художник отмечает, что диалог налаживается - некоторые предприниматели идут навстречу и готовы обсуждать потенциальные изменения.

Именно владельцев магазинов и ресторанов обвиняют в безвкусице запорожские дизайнеры. Говорят, что готовы разрабатывать качественный, стильный продукт, тем более, что общие тренды дизайна во всем мире упрощаются, решения становятся более лаконичными. Но на пути этих дизайнерских решений становятся заказчики. Запорожские разработчики сетуют, что большинство местных предпринимателей все еще отдают предпочтение вывескам в стиле "дорого-богато", чтобы было заметнее.

Дизайнер одного запорожского агентства объясняет: причин появления уродливых вывесок много, но основная – заказчик. Ведь именно он пишет техническое задание и принимает работу. Нередко заказчики приходят в агентства уже с определенным видением того, что должно получиться. Кроме того, на работу дизайнера могут влиять и другие факторы – нехватка времени, опыта, бюджета, однако заказчик – это основное. "Рюмочная "3 по 100", потому что находится на остановке "ЗСТО" (аббревиатура "Завод специального технологического оборудования", – ред.) или "ПАБеда", потому что расположен на улице Победы. Я такое только в Запорожье видела. Из опыта общения с заказчиками я уже знаю, что пока он не скажет "да, мне нравится", макет не будет запущен в дальнейшую работу, а компания и сам дизайнер не получат денег. И что по этому поводу думает разработчик – совершенно неважно, приходится ориентироваться на вкус и пожелания клиента", - делится дизайнер.

При этом специалист отмечает, что иногда предприниматели готовы выслушать мнение профессионала и придерживаться современных тенденций, тогда разработать и выдать какой-то хороший продукт легче. Но чаще заказчики ориентируются на свои предпочтения или видения друга, жены, совладельца. И сделать с этим ничего нельзя.

Еще один из запорожских дизайнеров занял сторону защиты заказчиков, якобы, не всегда "вина" за "кислотный" фасад лежит на них. "В 1990-х годах все это было актуально – и яркие цвета, и огромные размеры. Немало дизайнеров все еще живут в том времени, не развиваются и просто штампуют похожие, одинаково ужасные проекты", – говорит специалист, но добавляет, что за качественный и современный дизайн придется много заплатить.

Так или иначе, но запорожским предпринимателям теперь придется совершенствовать свой архитектурный вкус, а дизайнерам осваивать современные тенденции. Главный художник Запорожья Еременко говорит, что впервые на протяжении лет независимости в Запорожье началась работа относительно комплексного внешнего вида города, и она не прекратится. Очевидно, что за короткий промежуток времени невозможно привести в порядок то, что создавалось годами. Но дело сдвинулось с мертвой точки, а значит, запорожцы получили надежду на появление европейского современного городского пространства.

Читайте также:

Семь чудес Запорожья: Какие местные достопримечательности составляют конкуренцию самым известным мировым;

Как приходит в упадок более чем столетнее инклюзивное образовательное пространство;

Как спрятали за бетонным забором готические башни первой электростанции.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme