Ахметов захватил медиапространство Запорожья: Что делать Брылю с Богуслаевым

Знатоки запорожского медиарынка рассказали о том, зачем Богуслаеву еще один канал, сможет ли кто-то конкурировать с "запорожсталевскими" СМИ и каких изменений стоит ожидать в запорожской медиасфере с приближением выборов

С завершением лета в Запорожье оживляется не только политическая жизнь, но и медийная среда. На рынке СМИ произошло несколько событий, которые активно обсуждают коллеги. К тому же, не за горами период предвыборных кампаний, который непременно повлияет на общую картину в этой области. Об этом портал Depo.Запорожье поговорил с двумя людьми, которые хорошо знают местное медиапространство.

Это медиаэксперт Наталья Выговская...

... и журналист и аналитик Сергей Сидоров.

В "холодной войне" между облгосадминистрацией и мэрией губернатор Константин Брыль явно проигрывает в информационной плоскости. Удастся ли ему "усилиться" на этом "фланге"?

Наталья Выговская: Константин Брыль утверждает, что у него нет СМИ. "8-й канал" якобы "не его", но при этом все знают, что он курируется людьми из его окружения. Ситуация с этим каналом демонстрирует, что представлений, как надо строить медиа-стратегию в регионе, у этой команды нет. Трудно сказать, чего им не хватает - человеческих ресурсов или знаний, но факт остается фактом. Тем более, он как-то говорил, что он здесь в командировке. Наверное, следующий пункт командировки – это Киев. Зачем надолго задерживаться здесь?

Сергей Сидоров: Лояльность отдельных медиа (например, "8-го канала" или "Паноптикона") относительно Брыля достигается за счет личных знакомств и связей. Собственных СМИ губернатор не имеет, поэтому его позиция в информационном пространстве не очень хорошо слышна.

СМИ, связанные с комбинатом "Запорожсталь" (TV5, "Индустриалка", "Панорама") - региональные лидеры по объему затраченных ресурсов и охвату аудитории. Сможет ли в недалеком будущем (в том числе, в свете приближающихся выборов) какая-то местная финансово-промышленная или политическая группа конкурировать с "ахметовскими" в медиапространстве?

Наталья Выговская: Я не вижу таких игроков. Для Ахметова Запорожье – это своеобразная компенсация потерь в Донецке, где он был лидером во всем. Трудно представить, кому еще наш город может быть настолько интересен. Если до сих пор не появилось никаких желающих потратить такое количество денег на СМИ, то вряд ли они появятся. Ближе к выборам, возможно, будут какие-то ситуативные вливания в медиа. Но "запорожсталевские" СМИ – это тренд, а не краткосрочная инициатива.

Сергей Сидоров: Соревноваться с комбинатом сейчас никто не сможет – для этого нужны многомиллионные вливания и годы работы. При этом стоит отметить одну особенность работы "Запорожстали" с медиа. Она ведет свою борьбу на информационном поле, используя исключительно те СМИ, которые напрямую ей принадлежат. Комбинат не привлекает к освещению важных для себя тем сторонние ресурсы (например, центральные каналы), хотя с его возможностями мог бы. Противостояние ведется в "фоновом режиме". Другое дело – то, что это "фоновый режим" у них довольно мощный.

Ходят слухи, что Вячеслав Богуслаев приобрел телеканал ВПТВ ("Свободное пространство"). У главы "Мотор-Сич" уже давно есть свой телевизионный "рупор", который хорошо знаком горожанам – "Алекс". Зачем ему еще один?

Наталья Выговская: Богуслаев четко знает, что он делает. Наверное, он расширяет границы своего влияния. К тому же, подрос с точки зрения узнаваемости его сын. Сейчас выходит много "джинсы" про Александра Богуслаева – нам постоянно рассказывают, какой он прекрасный меценат. Возможно, это работа в том же направлении.

Сергей Сидоров: У "Алекса" нет цифрового вещания, а у ВПТВ – есть. Ему не нужен канал как таковой, а "цифра". Согласно это скорее будет тот самый "Алекс".

Самым заметным событием начала сентября в сфере запорожских СМИ стало известие о возрождении "Субботы+" - некогда самой популярной частной газеты региона. Удастся ли главному редактору Богдану Василенко вернуть изданию то влияние, которое оно когда-то имело? Будет ли обновленный проект коммерчески успешным?

Наталья Выговская: Судя по всему, у Богдана очень амбициозные планы. Если он их реализует – это будет прекрасно. Но я могу вспомнить свой опыт. Когда-то мы издавали газету и в какой-то момент ушли с рынка лишь на три недели, потому что решили переделать концепцию. Мы ее переделали. Но при этом, конечно, потеряли почти всю аудиторию, которая была, и начали с нуля набирать новую. Богдану будет сложно, но, если это будет профессиональный проект, у него есть все шансы занять свою нишу. Это достаточно смело – открывать именно газету. Печатные медиа сейчас "в коме", и, возможно, новая "Суббота+" оживит эту среду.

Сергей Сидоров: С точки зрения нашей медиасреды событие, конечно, положительное. Касательно социальной пользы – давайте, посмотрим на контент. А вот относительно рентабельности проекта есть вопросы. В частности, "Суббота+" всегда болезненно реагировала на рост курса валют, поскольку печаталась на импортной бумаге. В старом формате газета точно не будет прибыльной. Каким будет новый формат – посмотрим, когда выйдет первый номер. Также немало зависит от конвергенции газеты и сайта.

Каких изменений стоит ожидать в запорожской медиасфере с приближением президентских и парламентских выборов?

Наталья Выговская: В первую очередь, может появиться ряд новых онлайн-ресурсов. Возможно, возникнет несколько газет, но, в первую очередь, изменения будут заметны именно в поле интернет-медиа. Это либо усиление уже существующих сайтов, либо появление новых, "однодневных".

Сергей Сидоров: С приближением выборов у нас возникают и впредь будут возникать новые партии, которые будут создавать местные ячейки, открывать здесь офисы. Лидерам этих ячеек нужно хоть как-то "светиться" в информационном пространстве – чтобы руководство в Киеве видело, что они хоть что-то делают, а не просто деньги "пилят" и чай в офисе пьют. Самый простой путь к этому – создать собственное, но формально независимое, интернет-СМИ. Штук пять таких сайтов должны возникнуть. Кадров для них точно хватит – всегда есть студенты, которые будут заниматься наполнением таких ресурсов.

Какие запорожские СМИ в течение последнего года больше всего "выросли" по качеству?

Наталья Выговская: "061" и "Общественное Запорожье". Они придерживаются этики и внедряют много новых форматов.

Сергей Сидоров: "061" - у них куча спецпроектов и новых рубрик.

У кого из "игроков" местного медиарынка в этом году, наоборот, заметно упал уровень?

Наталья Выговская: По контенту - "Первый запорожский" и "Панорама". Хотя весь этот пул – "на дне". А еще – сайт Z-city. Как отдельный проект это – "микрокошмар".

Сергей Сидоров: На негатив я не обращаю внимания, поэтому примеров не приведу.

Чего ждать от нового политического сезона в Запорожье читайте в статье Depo.Запорожье.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье