Чайка через 20 лет после "взлета": Дождутся ли старинные запорожские лодки туристического бума

Конец XX столетия ознаменовался, среди прочего, массовыми подводными исследованиями затонувших в давние времена судов, которые напрочь перевернули представление о древнем судостроении. Сделали свой вклад в это дело и запорожские ученые
 

Олеся Неделина
Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Чайка через 20 лет после "взлета": Дожду…

В этом году запорожцы, прежде всего специалисты и любители истории, отмечают юбилеи двух событий, которые, без преувеличения, навсегда запечатлели Запорожье на карте подводных исследований. Двадцать лет назад, в октябре 1999-го, со дна Днепра была поднята на поверхность козацкая чайка 1737 года. Пятнадцать лет назад, в ноябре 2004-го, на поверхность была поднята бригантина 1738 года. Обе входили в состав Днепровской флотилии времен русско-турецкой войны 1735-1739 годов.

Подъемы лодок стали важными шагами в развитии в Запорожье подводных исследований, а также технологий консервации и реставрации судов. Главное же – спасли и продемонстрировали миру две почти трехсотлетние достопримечательности. Как отмечал еще в мирном 2004 году хедлайнер подъема бригантины, российский певец Андрей Макаревич: "Политика политикой, а такая бригантина возможно единственная осталась в мире".

Лидер группы "Машина времени" Андрей Макаревич был одним из соучредителей проекта "Бригантина"

Вторая половина XX столетия в различных странах мира ознаменовалась массовыми подводными исследованиями затонувших в давние времена судов, поскольку наконец появились технологии, которые позволяли поднять эти корабли. Самым громким событием стал подъем в 1982-м году английского военного корабля Mary Rose, который затонул в начале XVI столетия. Это – яркий, но не единственный пример: в 1960-х был поднят шведский галеон "Ваза", затонувший в начале XVII века, остатки бременского кога XIV века и тому подобное.

Бременский ког в Немецком музее судоходства в Бремерхафен

Общий тренд не обошел стороной и Запорожье. Еще в 1971 году из Днепра были подняты фрагменты дубель-шлюпки конца XVIII века. Поскольку на консервацию судов в Запорожье тогда еще не замахивались, после исследований и изготовления чертежей шлюпку закопали в песок на берегу.

Фрагмент дубель-шлюпки, который подняли в Запорожье 1971 года

Запорожскими же "мэри роуз" стали военные корабли – чайка и бригантина. Оба судна, которые в XVIII веке входили в состав Днепровской флотилии и мирно затонули у берегов Хортицы, были найдены в определенной мере случайно, после весенних паводков.

Археолог Дмитрий Кобалия рассказывает о подъеме лодок и значении исследований преподавателям истории

Подъем чайки в 1999-м году один из его участников, археолог Дмитрий Кобалия называет полнейшей авантюрой – в том смысле, что у исследователей не было необходимо опыта. К тому же, взяться за реализацию проекта энтузиастам разрешили только при условии, что лодка будет поднята до 14 октября (День изгнания из Запорожья немецких захватчиков), когда ожидался приезд тогдашнего президента Леонида Кучмы. В последние дни участники проекта работали чуть ли не круглосуточно. Чайка находилась в воде с большим креном (дифферентом, как говорят моряки): нос торчал вверх, корма же была зарыта в песке. Ее откапывали. Козацкая лодка была поднята торжественно, при огромном количестве наблюдателей. Такое габаритное судно – длиной чайка около 20 метров –было поднято впервые в Украине.

Поднятие козацкой лодки – чайки в октябре 1999 года

Чайка полгода находилась под открытым небом, потому что подходящего помещения для нее еще не было. На улице ее и консервировали, то есть обрабатывали специальным образом, чтобы лодка не разрушилась.

За пять лет со дна была поднята более чем 30-тонная бригантина. К реализации этого проекта уже готовились тщательно, но, как рассказывает Кобалия, без ошибок не обошлось. Например, уже во время подъема выяснилось, что ограждение причала не позволяет крану передвигать судно, ограждение срезали. Когда бригантину покатили, от платформы, на которой она стояла, начали отваливаться колеса. "Была масса ошибок, которые могли закончиться фатально для проекта. Но все прошло хорошо, наверное, повезло", – говорит Кобалия.

Подводные исследования бригантины

Подъемы обоих судов были незаурядными событиями для Запорожья, Украины и вообще подводных исследований. Несмотря на это, их участникам и мешали, и упрекали в"любви к империи", ведь Днепровская флотилия была частью российского флота.

Поднятие бригантины в ноябре 2004 года и доставка ее к причалу

Вместе с тем сами исследователи уверены, что суда, прежде всего, – часть украинской и всемирной истории. Козацкая чайка хотя и не была сделана козаками, но воплощала их технологии и опыт. Относительно бригантины, то эти средиземноморские суда прошли интересный путь: с юга на север, где использовались на Балтике во время шведской войны, а затем снова на юг – то есть на Днепр. Здесь на запорожской верфи было построено 40 таких лодок.

Чайка в реставрационном ангаре

Уже много лет и чайка и бригантина доступны для всех желающих в ангаре на Хортице, который, как надеются исследователи, когда-то превратится в настоящий музей судоходства. Чайка реставрирована, бригантина только ждет реставрации – для этого потребуется несколько лет и десятки тысяч долларов. Кроме этих лодок, в ангаре есть дубель-шлюпка и байдак, которые были реставрированы за грант посольства США, и десятки старинных якорей с разных судов. На реставрации находится лодка-долбленка, которой полтысячелетия.

Как и подъем судов 20 и 15 лет назад, сейчас все работы с ними и другие подводные исследования в Запорожье происходят исключительно за спонсорский счет. Денег на проекты, для реализации которых у запорожских исследователей теперь есть огромный, уникальный для Украины опыт, не хватает. При этом в мире продолжается настоящий туристический бум вокруг старинных судов и подводных исследований. Запорожье же в этом смысле находится на окраинах цивилизации.

Фото: Depo.Запорожье, презентация Дмитрия Кобалии, страница музея судоходства в Facebook, octopus

Читайте также:

По чертежам XVII века: Как на Хортице строят боевое козацкое судно;

Как национальный герой США "отреставрировал" запорожцам козацкие корабли;

Как реставраторы на Хортице спасают лодку, которая может быть старше Киева.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme