Бюджет Запорожской области-2018: На что не хватит средств

Расходов больше, изъятий из бюджета в "центр" тоже. На чем будут экономить на Запорожье в следующем году

Департамент финансов Запорожской облгосадминистрации подготовил проект областного бюджета на следующий год. Он уже доступен на сайте Запорожского облсовета. В определенной степени проект - еще черновик. Во-первых, цифры в нем должны быть приведены в соответствие госбюджету, который в первом чтении начнут рассматривать не раньше следующей недели. Во-вторых, над ним еще будут работать запорожские депутаты. Впрочем, по мнению директора Департамента финансов Сергея Медведя, документ оставляет немного места для "креатива". По крайней мере, глобальных изменений в цифрах стоит ждать только от нардепов, которые могут уменьшить бремя так называемой реверсной дотации - денег, которые центр заберет с мест "для горизонтального выравнивания налогоспособности территории", и отменить позицию относительно финансирования из местных бюджетов колледжей.

Общие тенденции

В сметах следующего года в предложенном варианте есть несколько заметных отличий от нынешнего.

Во-первых, в стране прекращен эксперимент по финансированию строительства дорог за счет перевыполнения плана таможнями. Из-за этого специальный фонд местных бюджетов, а именно его пополняли эти средства, уменьшится более чем на треть.

Во-вторых, изъятия из бюджета – уже упомянутая реверсная дотация – в 2018-м могут достигнуть 330 801,5 тыс. грн, что на 249 503,3 тыс. грн или почти в 4,1 раза больше, чем в 2017 году.

В-третьих, на местные бюджеты планируется перевести финансирование колледжей и определенных льгот, которые до этого финансировались из госбюджета. Речь идет о 20 государственных высших учебных заведениях І-ІІ уровней аккредитации, которые минимально требуют 246,6 млн. грн. А также расходах на льготные пенсии и стипендии.

В-четвертых, расходы бюджета значительно увеличатся за счет повышения минимальной зарплаты и прожиточного минимума.

Учитывая то, что львиную долю расходов местных бюджетов, как и ранее, составляют защищенные статьи, недостаток средств ударит, прежде всего, по так называемым бюджетам развития - деньгам, которые закладываются на капитальное строительство и развитие инфраструктуры.

Доходы и расходы

Доходы областного бюджета запланированы в сумме 10 008 656,362 тыс. грн: общего фонда - 9 090 250,5 тыс. грн, специального - 918 405,862 тыс. грн.

Налоговые поступления составят 1 896 496 200, прогнозируется их рост почти по всем позициям. Кроме денежных взысканий с нарушителей экологического законодательства. Поступления от них, согласно пояснительной записке к проекту бюджета, запланированы на уровне 407,8 тыс. грн, что в 3,7 раза меньше, чем в 2017 году. Ряд мелких расходов, зачисляемых в облбюджет, как, к примеру, от лицензирования оптовой и розничной торговли алкоголем и табаком и другие останутся на уровне этого года.

Субвенции из госбюджета ожидаются в объеме 7 799 341 000 грн. Крупнейшие: на выплату социальной помощи - 2 346 632 200 грн; на предоставление льгот и жилищных субсидий - 2 400 915 200 грн; на медицину - 1 193 322 500 грн.

Проектом предусмотрено финансирование защищенных статей и расходы на программы и мероприятия социальной защиты, которые требуют финансирования с начала 2018 года. Учитывая, прежде всего, увеличение с 1 января минимальной заработной платы и тарифной ставки, расходы почти по всем направлениям, финансируемым из бюджета области, возрастут.

В частности, на образование заложено 1 220 815,965 тыс. грн, что по сравнению с 2017 годом больше на 303 182,332 тыс. грн. или 33 %. На социальную защиту - 262 135,117 тыс. грн, что на 12 534,817 тыс. грн или 5,0 % больше, чем в 2017 году. На культуру - 160 962,033 тыс. грн, что на 8636,914 тыс. грн или на 5,7 % больше расходов 2017 года. На спорт - 60255,869 тыс. грн, что по сравнению с 2017 годом больше на 3435,501 тыс. грн. (или на 6,1 %). На охрану окружающей природной среды - 185 635,6 тыс. грн., что в сравнении с 2017 годом больше на 119 401,8 тыс. грн, или 64,3%.

Едва ли не единственное направление, по которому запланировано уменьшение расходов, - здравоохранение. На него в 2018 году предусмотрено финансирование в объеме 1 605 264,78 тыс. грн. В сравнении с этим годом - на 0,8 % меньше. Здесь сэкономят на заработной плате, а также на медикаментах и питании.

Также в 2018 году "экономить" будут на Запорожском центре переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, коммунальном учреждении "Центр публичных закупок", который так и не заработал в полном объеме.

Субвенции и дотации из областного бюджета местным запланированы на уровне 5 709 485 223 грн.

Проектом Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2018 год" из областного бюджета запланирована реверсная дотация в объеме 330 801,5 тыс. грн.

В целом сумма расходов облбюджета составит 10 008 638 215 грн.

Каких изменений в облбюджете ожидать

Возможные кардинальные изменения связаны с поправками в Госбюджет. По крайней мере, и Запорожская, и другие области-доноры просят не поднимать реверсную дотацию. Есть надежда, что для Запорожья изъятия в госбюджет останутся на уровне этого года. Также может быть отложено на определенный срок финансирование колледжей из местных бюджетов. В противном случае средств на развитие региона почти не останется.

На какие средства будут строить дороги

Прекращение таможенного эксперимента по финансированию дорог Запорожской области на руку. Ведь сверхприбылей у здешней таможни не было. В этом году на дороги потратили чуть более 160 млн. В следующем на них запланировано более 527 млн субвенции из государственного бюджета, то есть, в три раза больше.

Какие бюджетные позиции могут вызвать споры

Прогнозировать это сложно, ведь в основном споры по экономическим вопросам на сессии облсовета имеют сугубо политический подтекст. Относительно бюджета на 2018 год вопросы, скорее всего, могут возникнуть вокруг распределения субвенции на осуществление природоохранных мероприятий. Речь идет о 48 074,723 тыс. грн. Сейчас распределение по территориям выглядит следующим образом:

- г. Запорожье -6 743,327 тыс.грн;

- г. Мелитополь – 26 100,0 тыс.грн;

- Васильевский р-н – 47,304 тыс.грн;

- Вольнянский р-н – 197,566 тыс.грн;

- Мелитопольский р-н – 55,444 тыс.грн;

- Новониколаевский р-н -619,636 тыс.грн;

- Пологовский р-н -10 000,0 тыс.грн;

- Приморский р-н – 341,621 тыс.грн;

- Розовский р-н - 45,516 тыс.грн;

- Токмакский р-н – 105, 827 тыс.грн;

- Осипенковская ОТО -3 141,4 тыс.грн;

- Ореховская ОТО-128,216 тыс.грн;

- Таврическая ОТО – 79,818 тыс.грн;

- Преображенская ОТО -166,479 тыс.грн;

- Малотокмачанська ОТО – 108,313 тыс.грн;

- Черниговская ОТО - 204,256 тыс.грн.

Когда будет принят областной бюджет

Принятие местных бюджетов уже три года не имеет жесткой привязки к принятию Госбюджета. Однако, принимая во внимание то, что доходы и расходы все равно придется приводить в соответствие главной смете, депутаты обычно предпочитают дожидаться принятия Госбюджета.

Планировалось, что бюджетная сессия Запорожского облсовета состоится в конце ноября, впрочем, может случиться, что будут рассматривать его позже. По крайней мере, пока депутатские комиссии еще не начинали обсуждения сметы.

Несмотря на то, что в последнее время между различными политическими силами в областном совете установился шаткий мир, можно надеяться, что бюджет-2018 будет принят в этом году, а не в январе следующего года, как было с бюджетом-2017.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье