Борьба за независимость: Как сознательное Запорожье загоняли в советский "Культпросвет"

Большевики не могли полностью игнорировать процесс национального возрождения, но смогли использовать

Утверждение советской власти большевистского образца на территории Украины и, в частности, на территории современной Запорожской области не означало полной ликвидации достижений Украинской революции. Даже по тактическим соображениям большевики не могли игнорировать тех процессов, произошедших в 1917-1921 годах. Одной из уступок новой власти был курс на украинизацию, в частности с целью привлечения общественности к социалистическому строительству.

Среди причин внедрения нового курса, по словам большевистского деятеля – председателя Всеукраинского центрального исполнительного комитета Григория Петровского, был "жесткий урок 1919 года". Тогда под влиянием шовинистического поведения большевиков украинское крестьянство взорвалось массовыми восстаниями. Украинский большевистский деятель Владимир Затонский утверждал, что именно эта ложная большевистская политика, а также враждебность ко всему украинскому, стали поводом для восстания украинского села против чужаков - большевиков. Вместе с тем, внедряя и возглавляя новую политику, большевики устанавливали тем самым всеобъемлющий контроль над процессами национального возрождения.

В мае 1925 года в Запорожье начала действовать комиссия украинизации, созданная окружным исполкомом. Она занималась проверкой состояния украинского языка, создавала районные и ведомственные комиссии. Те, в свою очередь, организовали ряд курсов и кружков по изучению украинского языка. Желаемые результаты получены не были из-за сопротивления партийного и государственного аппарата, которые апеллировали к "сложности" украинского языка. Лучшей была ситуация в культурно-образовательной сфере. Украинский язык внедрялся в работе клубов, изб-читален, репертуаре театра, местных хоровых коллективов.

Одной из вынужденных уступок советской власти украинским силам было восстановление, точнее, перезапуск деятельности "Просвета". Так, в заявлении учителя из Гуляйполя Карпа Чучко от 17 (30) сентября 1920 года говорится, что местный "Просвет" предпринимал меры для организации преподавания украиноведения в местных женской и мужской гимназиях, которые ранее принадлежали обществу "Образование" ("Просвещение").

Печать "Просвещения" села Новоселовка, Ореховский район, 1921 год

Значительную работу проводила мелитопольское "Просвещение" имени Бориса Гринченко. Его активисты отдавали много сил пропаганде украинской литературы среди населения, особенно молодежи. В общество записывались все желающие, активистами становились учителя, врачи, фельдшеры и тому подобное. По данным историка Бориса Михайлова, в 1920-1921 годах "Просвещение" распространило свою деятельность на все села Мелитопольского уезда. В самом городе оно организовывало вечера украинской культуры, проводило лекции по истории Украины, а также имело библиотеку на 1240 книг. На территории уезда в начале 1921 года работали 36 ячеек "Просвещения", на 1 октября – уже 70. А 30 сентября 1921 года городское "Просвещение" обратилось с письмом в Укркомпрос для получения разрешения на открытие в Мелитополе центральной украинской библиотеки научной и исторической литературы. Вскоре такая библиотека была создана, а ее первым директором стал известный археолог Демьян Сердюков.

Украинское общество "Просвещение" поселка Камышеваха, расположенного на территории современного Ореховского района, было основано 15 марта 1920 года. К этому времени здесь действовал любительский кружок местной молодежи, которая и выступила с инициативой создания просветительской организации. Руководящим органом был Совет, который состоял из пяти человек: председателя Николая Куркина, товарища председателя Михаила Архипова, казначея Гаврилы Спицына, заведующего театральной секцией, члена совета Адриана Рудченко и члена совета Евгении Авраменко. Для канцелярской работы был кооперирован член общества Иван Оксененко, который занимал должность секретаря "Просвещения".

Печать "Просвещения" поселка Камышеваха, 1921 год

В Уставе общества отмечалось, что оно создается для того, чтобы "поднять образование своих членов, а также и всех крестьян, дать им хорошую науку, полезное и умное развлечение и вообще заботиться о подъеме их культурного состояния и хозяйственном благосостоянии". Для этого "Просвещение" планировало осуществлять следующие мероприятия:

- проводить публичные чтения, беседы и лекции;

- открыть библиотеку, читальню и книжный магазин;

- открыть школы для своих членов (общеобразовательные и ремесленные);

- создать детские учреждения, площадки, сады, кружки и при библиотеке - отдел детской литературы;

- организовывает представления, певческие, музыкальные, литературные и смешанные вечера, народные гуляния, праздники для взрослых и различные развлечения для детей.

Кроме того, предполагалось открыть отдельный "Просветительский дом", создать разные экономические заведения и общества. Важная деталь, которая красноречиво характеризует происходившие процессы: одна из следующих редакций Устава камышавахского "Просвещения", которая была представлена на утверждение 28 апреля 1921 года, была уже написана на русском языке. И, как показывает даже беглый обзор документов ячеек "Просвящения" на территории Запорожской области 1920-х годов, такая ситуация постепенно становилась не исключением, а правилом.

По состоянию на 10 января 1921 года камышевахскому "Просвещению" удалось организовать работу театральной и библиотечной секций. Было дано 12 спектаклей, среди которых "Сотник" Шевченко, "Медведь" Чехова, "Невольник" Кропивницкого, "Сватовство на Гончаровке" Квитки-Основьяненко (два раза), "Наталка Полтавка" Котляревского и другие. Существование в условиях советской действительности вносило свои коррективы в деятельность: местное "Просвещение" принимало активное участие в праздновании Первого мая и годовщины Октябрьского переворота (по советской терминологии – социалистической революции).

Библиотека общества "Просвита" в Камышевахе имела 54 книги по истории Украины, 114 книг в детском отделе, 270 книг по политэкономии и 20 - беллетристики. Литература распространялась среди населения, а основными читателями были представители молодого поколения.

Среди проблемных вопросов, на которые сетовали в камышевахском "Просвящении", были отсутствие режиссера, регента, капельмейстера. Более глобально вредило отсутствие постоянного помещения, средств и специальной литературы, в частности для театральной секции. Относительно денег отмечалось, что они состоят из суммы членских взносов, пожертвований и денег, собранных во время представлений и постановок, но этого было явно недостаточно. Помещение, которым пользовалось "Просвещение", было старым и аварийным. Правда, принимались меры для построения нового "Народного дома".

К ячейке общества "Просвещение" в селе Новотроицком 1921 года присоединилась молодежь, которая и далее находилась на республиканских (УНР) позициях. Среди таковых выделялись Иван Миронец, Николай Харчук, Анна и Николай Сушко, Шостак и другие.

Деятельность многих "Просвещений" традиционно была связана с чествованием памяти Тараса Шевченко. 25 января 1920 года "Просвещение" села Балабино, расположенного на территории современного Запорожского района, обратилось в сельскую Управу с просьбой дать разрешение на установление памятника Тарасу Шевченко на площади "возле церкви против Банка". На этой местности уже 25-26 февраля того же года должна была состояться закладка места. На следующий день такое разрешение Обществу было предоставлено.

Письмо "Просвещения" села Балабино относительно памятника Т. Шевченко, 1920 год

В поселке Павло-Кичкас, теперь он в пределах Запорожья, 15 мая 1921 года на общем собрании местного любительского драматического кружка было принято решение о смене его названия на "Павло-Кичкасское Просвящение имени Т. Г. Шевченко". Также решили обратиться к волостному управления народного образования для получения разрешения использовать печать и штамп именно с таким названием. Этот документ был подготовлен на русском языке, а рядом со "старым" названием "Просвещение" употреблялся и советский, "осовремененный" вариант – "КультПросвет".

Всего по состоянию на 1921 год, по официальным данным Запорожского губернского отдела народного образования, в Запорожье действовали 10 просветительских организаций и кружков, в Запорожском уезде – 83, Мелитопольском - 86, Бердянском – 34, по Великотокмацкому данные отсутствовали.

На главном фото: Здание мужской и женской гимназий общества "Образование" (позже – "Просвещение"), в городе Гуляйполе, 1960 года

Читайте также:

Как на волне Украинской революции возрождалось запорожское "Просвещение";

Как "белые" с запорожским "Просвещением" воевали;

Как поэта Ивана Манила на тоску по запорожским степям "ловили".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье