Борьба за независимость: Как "белые" с запорожской "Просвитой" воевали

Из-за гетманского переворота и смены власти, 1918 и 1919 годы на Запорожье были крайне тяжелыми для украинского движения

Борьба за независимость: Как "белые" с з…

Пока в Александровске (современном Запорожье, – Ред.) находились сечевые стрельцы, а неподалеку от него - военные подразделения Петра Болбочана и Всеволода Петрива, представители гетманской администрации вынуждены были терпеть проявления украинского национального сознания. Однако вскоре началось "закручивание гаек". Вильгельм фон Габсбург вспоминал, что, после выезда из Александровска сечевых стрельцов, "гетманский комиссар закрыл наш украинский журнал "Сич", а наших двух редакторов (стрелков) запер в тюрьму". Благодаря вмешательству архикнязя, стрелков освободили, и они присоединились к своему отделению в Елисаветграде (теперь – Кропивницкий). То, что происходило в Александровске, освобожденные охарактеризовали так: "гуляют черносотенцы".

После переворота ведущую роль в общественно-политической жизни региона стали играть более состоятельные, в основном русифицированные слои населения. Согласно своим предпочтениям, они начали приспосабливать к себе окружающую среду, придавая ей вид дореволюционных времен. Украинизация Александровска приостановилась. Надписи на магазинах на украинском исчезали – оставались русские. Местная тюрьма постепенно заполнилась сознательными рабочими, крестьянами, учителями.

Фактически, реакция Гетманата знаменовала собой начало затухания просветительского движения. Именно того, которое было возрождено на волне революции. По крайней мере, об этом свидетельствуют имеющиеся на сегодня документы и материалы. Члены "Просвиты" пытались продолжать свою деятельность, но условия становились все тяжелее. Не стоит забывать, что в период 1917-1920 годов по Запорожью волнами прокатились войска Центральной Рады, австро-немцы, белогвардейцы Дроздовского, войска гетмана Скоропадского, петлюровцы, деникинцы, махновцы, врангелевцы... О трудностях того времени свидетельствует отчет общества "Просвита" села Павловка Александровского уезда за 1919 год. "Прошлый 1919 год был чрезвычайно ненормальным,.. поскольку местная власть часто менялась между большевиками и махновцами, которые смотрели на все украинское, как и на "Просвиту" особенно, как на что-то контрреволюционное и вредное для их существования, из-за чего даже спектакли опасно было устраивать... Вторая же половина 1919 года была вполне мертва для "Просвещения", поскольку новая власть "белых" еще острее отнеслась к украинскому вопросу, имея своим лозунгом "Единая, Великая, Неделимая" (Российская империя, – Ред.)", - говорилось в отчете.

Печать Государственной стражи Александровска

Об отношении белогвардейцев к "Просвите" в Александровске вспоминал и участник Украинской революции Гавриил Гордиенко. По его воспоминаниям, в Народном доме, где размещалась "Просвита", вскоре после прихода в город "деникинской власти" была дислоцирована часть какого-то полка. "Деникинцы", когда увидели, где они находятся, "заинтересовались" библиотекой, которая тогда насчитывала не одну сотню томов. Книги содержались в многочисленных шкафах под стеклом. Гордиенко писал, что "воины шкафы разрушили, книги уничтожили, растоптали, сожгли". Часть книг удалось спасти сторожу Народного дома Хомаге.

Участник Украинской революции в Александровске Гавриил Гордиенко

Озабоченность ситуацией высказывал в деловодстве от 15 февраля 1919 года Губерниальный комиссар Таврии (гетманский чиновник, который, по сути, выполнял функции губернатора, - Ред.). Он отмечал, что официальные представители украинского правительства не имеют возможности работать на территории из-за ее контролируемости белогвардейцами. При этом подчеркивал, что Таврия должна оставаться в сфере интересов чиновников, и отводил значительную роль в становлении национального сознания украинцев обществам вроде "Просвиты". Чиновник отмечал, что на просторы Таврии должны быть отправлены опытные агитаторы, которые, кроме прочего, "будут организовывать крестьян в общества, подобные "Просвите" и Крестьянские союзы".

"Благоустраивать лекции для крестьян, вызывая любовь к родному краю, к нашему прошлому, выставляя их в хороших и правдивых чертах, производя таким образом национальное сознание. Между крестьянством надо распространять агитационную литературу и воззвания, а самое главное - надо начать издавать постоянную газету, которая бы была так редактируема, чтобы могла убедить нашего крестьянина, что пора ему жить, как должно верному сыну своей земли, как доброму патриоту родины", - писал Губерниальный комиссар.

Взявшись за нелегкое дело в годы, когда на развалинах империи рождалась новая Украина, а вокруг бушевала кровавая борьба, деятели "Просвиты" небезосновательно считали себя единственными спасителями украинского языка, культуры, духа нации. Немало "Просвит" в названии имели определение "Украинское общество", а некоторые из них носили имена выдающихся литераторов и общественных деятелей – Тараса Шевченко, Бориса Гринченко, Ивана Карпенко-Карого. Свою цель эти общества видели в том, чтобы "пробуждать и удовлетворять гражданство в деле образования, нравственного и художественного воспитания и физического развития и приучить граждан к общественной работе" ("Просвита" села Балабино Запорожского района), "в объединении всех сил для благосостояния украинского народа" (Благовещенская "Просвита"). А общество в Мелитополе имело целью "проводить свою культурно-просветительную работу в украинских национальных формах". При этом, некоторые "Просвиты" объединяли вокруг себя только украинцев, а другие – представителей разных национальностей. Численность организаций тоже была разной - где-то "Просвита" едва насчитывала 30 членов, в других случаях – свыше 100.

Когда в конце декабря 1919 года власть "белых" закончилась, и на ее месте появилась советская - с лозунгами "Независимой Украины", в "Просвитах" вздохнули с облегчением. По крайней мере, отмечали, что "на некоторое время появилась возможность культурного труда". Впрочем, заигрывание советской власти с национальными украинскими движениями было непродолжительным и закончилось трагически для последних.

На главном фото: здание училища в Бердянске, где размещалась "Просвита"

Читайте также:

Как на волне Украинской революции возрождалась запорожская "Просвита";

Как в 1917-м в Запорожье украинского государства хотели;

Как запорожская молодежь готовила восстание против большевиков.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme