Аттракцион "Неслыханная щедрость": За чей счет запорожцы получили дисконт в маршрутках

Небывалое, как для Запорожья, явление: в городе снизили цены на проезд в маршрутках, мол, топливо подешевело

Запорожская городская власть плотно укомплектована кадрами "Запорожстали": от главного инженера в мэрском кресле до менеджмента рангом помельче на других должностях. Кто-то может позавидовать, мол, разве это не мечта: менеджеры современной корпорации вместо бюрократов-чиновников. Впрочем, не мечта. Потому что, то ли работники в металлургическом дивизионе Ахметова, в состав которого входит "Запорожсталь", были не слишком талантливые, то ли старательно прячут в мэрии свои таланты, потому что чиновничья зарплата не мотивирует, однако каких-то чудо-управленческих стратегий в пользу общины за ними замечено не было. Даже наоборот. И принятие решений сначала о повышении цен на проезд в общественном транспорте, а потом – через два месяца – об их снижении, не слишком похоже на продуманное, экономически и рыночно обоснованное ведение городского хозяйства.

В октябре 2018 года в запорожской мэрии заявили о необходимости повысить цену билетов на проезд в общественном транспорте. Этого еще с лета требовали частные перевозчики, но городской председатель Владимир Буряк тогда отмахивался. И даже больше, заявлял, что никакого повышения цены на проезд не будет, пока не повысится качество перевозок. Правда, в этой логике телега стоит впереди лошади и к экономике она не имеет никакого отношения.

К октябрю качество перевозок никоим образом не улучшилось. И это в Запорожье означает не только передвижение в тесноте в убитых маршрутках, но и вообще невозможность в них попасть. Однако время "Ч" для повышения почему-то настало. Цены накрутили неплохо, причем во всех видах общественного транспорта. Стоимость проезда в маршрутках с 1 ноября 2018 года повысилась с 5 до 7 гривен, то есть на 40%. В муниципальных автобусах – с 4 до 5 гривен, то есть на 25%. Перевозчики и мэрия оправдывали это подорожанием топлива. Однако цены на него тогда выросли в среднем лишь на 20%. В целом с начала года динамика стоимости горючего была следующая. С начала 2018 года цены почти стабильны, в мае – рост на 3-4 гривны, летом – падение. Опять дорожать топливо начало в сентябре, пик пришелся на начало ноября – тогда мэрия и повысила цену проезда.

Динамика удорожания топлива накануне поднятия цен в запорожском транспорте

31 августа 2018

31 сентября 2018

31 октября 2018 (в момент повышения)

А-95

28,033 грн

29,8 грн

32,65 грн (до августа: + 16%)

А-92

27,033 грн

28,333 грн

31,61 грн (до августа: + 17%)

ГП

26,033 грн

27,833 грн

32,34 грн (до августа: + 24%)

Газ

13,42 грн

13,52 грн

16,35 грн (до августа: + 21,8%)

До середины января 2019 года цены на бензин и дизтопливо вернулись к уровню августа прошлого года, а газ даже подешевел. На этом фоне в мэрии объявили о необходимости снизить стоимость проезда. Причем мгновенно, не дожидаясь следующего заседания исполкома. И снизили, с 21 января. Однако лишь на 1 гривну и не везде, а только для частных перевозчиков и не на всех маршрутах.

Динамика удешевления топлива накануне снижения цен в запорожском транспорте

30 ноября 2018

31 декабря 2018

18 января 2019 (накануне снижения)

А-95

31,41 грн

29,27 грн

28,39 грн (до октября: -13%)

А-92

30,34 грн

28,24 грн

27,36 грн (до октября: -13,4%)

ГП

31,29 грн

29,22 грн

28,38 грн (до октября: - 12,2%)

Газ

15,8 грн

13,56 грн

12,36 грн (до октября: - 24,4%)

Цены в муниципальном транспорте оставили без изменений, несмотря на удешевление горючего. В мэрии это объяснили тем, что стоимость там была повышена несущественно. Однако портал Depo.Запорожье уже обращал внимание читателей на то, что муниципальный транспорт в Запорожье не окупается, соответственно, постоянно дотируется из городского бюджета, то есть из кармана запорожцев. Например, на ноябрь, когда была повышена стоимость проезда, коммунальное предприятие "Запорожэлектротранс" получило помощь в сумме 22 млн грн. Это все равно, если бы каждый горожанин, включая младенцев, заплатил предприятию еще 30 гривен в месяц. Поэтому вполне можно считать, что в муниципальном транспорте цены взвинтили так же, как в частном, при этом не снизили ни на копейку.

Частные перевозчики тем временем возмущены снижением цен на проезд. Но деваться некуда. Им предложили дополнительные соглашения: или ездишь по новой цене, или вон из маршрута. "Идем на дно!", – прокомментировали ситуацию на предприятии "Автостандарт", на десяти маршрутах которого цена проезда с 7 гривен вернулась к 6. Снижение стоимости проезда на предприятии считают экономически не обоснованным, а чем обосновывали его для себя в мэрии, понятия не имеют. При этом маршрутки "Автостандарта" с газовым оборудованием, но цену "голубого топлива" здесь считают слишком высокой для снижения цены проезда. Кроме того, сетуют на дорогие запчасти, а без должного ремонта маршрутки будут разваливаться. К тому же, руководство обещало повышение зарплаты, но с тарифом 6 гривен это трудно реализовать. Накануне снижения стоимости проезда в "Автостандарте" за один день уволились пятеро водителей и, скорее всего, они такие не последние. На предприятии считают, что долго такая ситуация не продержится: или "Автостандарт" не выдержит, или городская власть согласится повысить цену на проезд.

На предприятии "Автопростор Запорожье", которое недавно зашло на местный транспортный рынок, говорят, что себестоимость перевозок – это не только горюче-смазочные материалы, но и запчасти, зарплата персонала, ведь "минималка" выросла с 1 января. "Для населения, наверное, приятно получить снижение на гривну, для нас – не очень. Но сейчас следим за ситуацией, если будет какой-то скачок цен на топливо, опять поднимем вопрос о повышении цены на проезд", – комментируют на предприятии. Здесь также говорят, что запорожские водители массово бегут на заработки в ЕС и если не удержать их достойной зарплатой, можно понести невосполнимую кадровую потерю. Относительно причин, по которым власть снизила цены на проезд, на предприятии есть сомнения, что обошлось без политики и не исключают, что таким образом власть снижает социальное напряжение. "У нас политика и экономика так крепко переплетены, что одного без другого не бывает", – комментируют в "Автопросторе".

Итак, что имеем в итоге. С ноября в Запорожье были повышены цены на проезд без всякого улучшения качества перевозок, даже без соответствующих обещаний, а также без убедительных экономических аргументов. Решение исполкома, которым были повышены цены, вызывает сомнения по соображениям законности. Его сейчас оспаривают в суде общественные активисты. Следующее судебное заседание назначено на 7 февраля, и не исключено, что эта тяжба могла побудить власть сыграть на опережение – снизить цены на своих условиях. Не исключено также, что снижение цен произошло в рамках уменьшения социальной напряженности в городе накануне президентских выборов. Оплачен этот "дисконт" будет исключительно самими запорожцами. Горожане будут ездить в убитых маршрутках, ведь в свете снижения любой перевозчик получил моральное право говорить, что улучшить их состояние не в состоянии. Или же муниципальным транспортом, особенно, не задумываясь, что оплачивают его дважды. Без этого внеэкономического бэкграунда снижение цен на проезд можно было бы только приветствовать.

Читайте также:

Часы ожидания, давка и хамство водителей: Как подорожание билетов "улучшило" жизнь запорожцев;

Куда убежали маршрутки: Как в Запорожье "дохозяйствовались" до транспортного коллапса.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Запорожье