Архивы КГБ: Как в Крыму молодежь бросала комсомол ради протестантской веры

В конце 1950-х крымским чекистам пришлось прилагать немалые усилия, чтобы отвадить молодежь от протестантских церквей, которые КГБ именовал не иначе как сектами

Архивы КГБ: Как в Крыму молодежь бросала…

По официальным (но закрытым) данным КГБ, по состоянию на конец 1957 года на территории Крымской области насчитывалось несколько протестантских церквей, к которым присоединились сотни людей. Было 14 общин евангельских христиан-баптистов с 1713 прихожанами, две общины адвентистов седьмого дня (около 300 верующих) и община христиан веры евангельской, насчитывавшая около 400 верующих. Для работы по этим и другим "неканоническим" религиозным течениям аппарат КГБ Крымской области имел в распоряжении 31 агента.

Больше всего беспокоило сотрудников КГБ то, что к протестантским течениям присоединяется молодежь, среди нее и комсомольцы. В этой связи акцентировалось внимание на деятельности групп пятидесятников: в Симферополе во главе с Андреем Коркосенко 1932 года рождения и в Феодосии, где курировал Иван Вяжевич 1927 года рождения. Именно в пятидесятники подалась, бросив из-за этого комсомол, 20-летняя Галина Коско, учившаяся в Симферопольском медицинском училище. Так же поступила и ее сестра - 23-летняя Валентина, которая работала на Симферопольском ткацкой фабрике.

Впрочем, сдаваться в КГБ не имели никаких намерений: деятельность священников расследовали, молодежь возвращали "на путь истинный". Удалось, например, "перевербовать"17-летнюю Светлану Прикуп. Девушка работала телеграфисткой в 16-м отделении связи Симферополя, была "обработана" протестантами и "втянута в секту". В КГБ Прикуп попала в связи с расследованием дела Андрея Коркосенко. Во время допросов чекисты провели с девушкой "беседу о несостоятельности ее убеждений". Очевидно, нашли "нужные слова", ведь на следующий день Светлана уже сама пришла в КГБ и заявила, что была в заблуждении, а теперь решила разорвать отношения с "сектой" и остаться в комсомоле. Этим "дело по перевоспитанию" не ограничилось, его вывели в публичную плоскость: Прикуп написала о своих "ошибках" заметку для газеты "Крымский комсомолец".

Не меньше хлопот доставляла крымскому управлению КГБ и группа пятидесятников Ивана Вяжевича. Во время следствия по делу последнего 17-летние Надежда Миц и Таисия Дроботай на допросе рассказали, что ранее принимали участие в общественной работе в школе, а теперь, после того, как присоединились к группе, не имеют желания сосредоточиваться на мирских делах. Находились в рядах группы также 15-летняя Лидия Артамонова и 17-летняя Лидия Гарбузова. Кроме того, среди пятидесятников были и бывшие члены коммунистической партии: 38-летняя врач феодосийского противотуберкулезного диспансера Вера Шитько и 40-летняя жена военнослужащего Антонина Скиба. Обе ранее были исключены из КПСС за "принадлежность к сектантам".

В Севастополе КГБ разрабатывал протестантов Петра Дронова, Матвея Татуева и Евгения Волкова. О последнем "чекистам стало известно в начале 1956 года от агента Пашкевича. Тот информировал органы, что Волков посещает собрания сектантов и проводит работу по вербовке. По поручению КГБ, Пашкевич установил дружеские связи с Волковым и "позволил втянуть себя в секту". Таким образом вышли и на Дронова, и Татуева. В "игру" ввели также опытного агента Григорьева. И тот свой опыт подтвердил, ведь за короткий промежуток времени Дронов отрекомендовал Григорьева другим участникам группы как "посланника божьего". В КГБ отмечали: благодаря тому, что агент выбрал "правильную линию поведения".

"Посланец божий" Григорьев тем временем старательно подводил Дронова под криминал, ведь информация, которую он предоставлял на протестанта, тянула на статью об антисоветской деятельности. В частности, агент пересказывал проповеди Дронова о том, что "жизнь на земле временная, родины здесь у человека нет и защищать им нечего, поэтому оружие в руки брать нельзя".

Особую активность в деятельности Дронова и других прихожан органы зафиксировали в январе-марте 1957 года. Тогда как раз проходила избирательная кампания в местные советы. Проповедники призвали единоверцев не ходить на выборы. "Приближается голосование, и мы не должны участвовать. Это будет первое испытание для верующих", – пересказывали ищейки проповеди священников. В частности, Волков 27 января 1957 года в своем "пророческом" выступлении говорил: "Мне известно, что Москве и ее заправилам скоро будет погибель, теперь не надо никого бояться, надо говорить об этом громко и везде".

Понятно, что дальше терпеть такую "антисоветчину" в крымском КГБ не хотели. Все трое были арестованы и осуждены: Дронов получил 25 лет лагерей, а Волков и Татуев – 10 и 6 лет соответственно.

Кроме прямого преследования, сотрудники КГБ прибегали и к "профилактическим" мероприятиям. Не без их "помощи" от феодосийской общины пятидесятников в общину баптистов отошло до 30 человек. Другая часть также склонялась к переходу. А в городе Старый Крым община пятидесятников уменьшилась с 30 до 12 человек.

С верующими постоянно проводились беседы с участием секретарей партийных организаций и руководителей предприятий, где они работали. Кроме того, для проведения антирелигиозной пропаганды среди крымского населения использовались областные газеты, где публиковались соответствующие статьи.

Читайте также:

Как крымские чекисты дискредитировали "неканонического" священника;

КГБ vs запорожские пятидесятники: По вере вашей дано будет вам... 10 лет лагерей;

Операция "Отщепенцы": Как на Запорожье баптистов судили.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme