ТОП-5 скал Хортицы, историю и название которых исказили московские каторжане

В скале Лазня казаки шаровар не стирали, на Ушвивой вшей не гоняли, с Казни женщин не сбрасывали. Кто и зачем оболгал Хортицу?

ТОП-5 скал Хортицы, историю и название к…

Хортица – остров, окутанный легендами. Здесь каждая скала, овраг и балка имеют свои истории, которые переносят в далекую древность. Согласно легендам, они имеют названия. Происхождение и значение многих утеряно, и теперь является предметом дискуссий исследователей и краеведов, в некоторых случаях "скальные легенды" были искажены намеренно и сознательно. Depo.Запорожье собрал ТОП-5 скал северо-восточной части острова, древнее значение названий которых после уничтожения Запорожской Сечи было злобно извращено переселенными сюда из Московии для сооружения Александровской крепости "лапотникамы" и каторжными.

1. Как богиню Зарю вшивой обозвали

Кто знает, с какого перепугу такие уважаемые историки, как Дмитрий Яворницкий и Яков Новицкий, в своих преданиях опозорили украинское рыцарство. Благодаря им, до сих пор на Хортице скалу Ушвиву называют Вшивой. Ведь согласно толкованиям светил краеведения: "Здесь, извините, говорят, запорожская голота нужу свою прудила". Мол, забирались казаки на ту скалу, снимали штаны и вшей гоняли.

Теперь на Ушвиву опирается мост Преображенского, который ведет с левого берега Запорожья на остров. А в старину, по преданию, она напоминала лошадь с крыльями, одно из которых простиралось до скалы Думной, другое – до Совутиной скалы.

Почему скалу называют Ушвивой, доподлинно не известно. Но вшей здесь точно не гоняли. Ведь у казаков просто не было такой потребности. Рубашки и брюки они пропитывали в рыбьем жире, который выплавляли из осетров, сомов и других рыб. И никогда не стирали, носили, пока не выветрится. Такое пропитывание одежды придавало ей антибактериальные свойства, что позволяло предотвратить не только вшей, но и сыпняк. В случае же, если не было рыбьего жира, применяли деготь.

Относительно происхождении названия скалы существует несколько интересных версий. Кое-кто говорит, что вши здесь действительно водились, но водяные. Кое-кто считает, что "ушива" в одной из финно-угорских говоров это терн, зарослями которого были покрыты и сама скала, и балка с тем же названием, расположенная севернее.

Впрочем, несмотря на выступ скалы на восточную сторону острова и на два вогнутых "крылья" по обе стороны, родноверовцы разглядели в ней богиню, подобную скифской змееногой праматери Ехидны, мол, Ушва – это утренняя Заря. При этом ссылаются на топонимику Станислава Губерначука.

В свою очередь, языковед Степан Наливайко в книге "Индоарийские тайны Украины" индоиранское "uhsha" трактует, как "бык", или "тур", а еще с санскрита - "утренняя заря", "луч" и другие. Кстати, с древних времен в этих краях тур считался сакральным животным, от которого происходит и название степей – Таврия.

В любом случае, этимология названия скалы гораздо более поэтична, чем придумали разрушители Сечи и повторили историки.

2. Почему скалу Лазня "баней" считали

В одной из легенд о происхождении запорожцев Яков Новицкий рассказывает, как казаки ходили к московской царице. Та их спросила: "Как же вы, запорожское войско, живете без женщин?" – мол, кто вам стирает одежду? А те слов не подбирали: "Живем, - говорят, - так: каждый носит рубашку, пока не обосрется. А подсохнет, обдирает и дальше носит, потому что никому стирать".

Этот сарказм можно переадресовать и современным запорожцам, которые утверждают, будто на скале Лазня в северной части Хортицы, казаки шаровары стирали и купались. Ассоциируют слово "лазня" с российским "баня".

На самом деле, скала Лазня называется так потому, что по ней было удобно из лодки вылезать на скалу.

3. Как опозорили скалу Кара

Самое распространенное объяснение названия скалы Кара: казаки на Сечь женщин не пускали, а тех, что тайком пробирались, наказывали - сбрасывали со скалы. Но это обычные выдумки.

Женщин на Сечь казаки действительно не пускали, потому что это, по своей сути, военный лагерь. Разумеется, женщины там ни к чему. Но это не касается Хортицы. На острове никогда не располагалась одна из Сечей. Хортица – всех времен и народов - была святыней. Как известно, это Гоголь своим "Тарасом Бульбой" разместил Сечь на Хортице. Все Сечи всегда располагали в недоступных местах, на Большом Лугу, где царили древние рыцарские Обычаи.

Подавляющее большинство казаков имели жен и детей, которые жили в хуторах и ждали их из походов. Неженатые запорожцы жили в зимовниках над реками и прудами, где в основном рыбачили, но при случае не отказывались от женитьбы. Для чего всегда держали при себе королек – трофейные коралловые бусы. Розовый королек предназначался русыми, а гранатовый – чернявым. С тех пор среди украинских женщин и распространилась мода на красное ожерелье поверх вышиванок, ведь это свидетельствовало, что владелица таких украшений обручена с казаком или же уже казачка, то есть является женой казака.

Что касается названия скалы, то здесь все очень просто. Верхний выступ Кары нависает над бурлящим водоворотом Старого Днепра. Если оттуда упасть, кара неизбежна. Отсюда и название.

4. Что наврали про казака Совуту

Совутину скалу разрушили днепростроевцы, которые взрывчаткой дробили гранит на стройматериал. А на остатках установили три высоких башни электросети – так называемые "три мачты".

А более ста лет назад краевед Яков Новицкий видел здесь пещеру и записал легенду, которую рассказали ему старики. По их преданию, скала названа в честь казака Совуты, который, несмотря на приказ царицы, остался здесь. Ведь, когда была отменена Сечь, казакам, которые не подчинились царице, рубили головы. Поэтому часть запорожцев, которые не запродались Москве, ушли за Дунай, некоторые скрывались на Большом Лугу, подальше от беды. Совута же не оставил святую казацкую землю. Вопреки приказу царицы, поселился на Хортице, в пещере. О его судьбе мало что известно. Однако переселенные сюда из Московии "лапотники" и каторжные, а вместе с ними и немцы, боялись непокорного казака. Говорили, как засвидетельствовал в своих записях Яков Новицкий, Совута днем скрывался в пещере, а ночью выходил оттуда, чтобы "ухватить, что надо". Был, будто зверь страшный, а глаза у него светились, как у совы, потому и называли его Совутой.

5. Как на Черной скале Змей Сечь оплакивал

Одна из самых распространенных запорожских легенд - на Хортице, в Змеиной пещере, что под Черной скалой, хранится казачий клад. Собственно, легенд о казацких сокровищах, которые якобы остались после уничтожения Запорожской Сечи, немало. Экскурсоводы охотно рассказывают эти байки. Однако, никакого клада еще никто не нашел. А вот легенда о Змеиной пещере имеет определенный символический смысл. Записал ее Яков Новицкий в 1887 году. По преданию, в урочище Черная скала, что на Верхней Голове у северной части острова, в пещере жил змей, который выходил ночью и светил своими глазами. Впрочем, казаков он не трогал. А по уничтожению царицей Сечи скучал по ним. "Бывало, как запричитает, аж тело холодеет. Потом с Кичкасской стороны как примется бросать камни, так, что те камни прикипали к Черной скале. Грустно и страшно было тогда. После запорожцев остались лишь филины. Они и до сих пор каждую ночь голосят за казаками в скалах", - говорится в легенде, записанной краеведом.



Кроме того, по этой же легенде, над Змеиной пещерой стоял камень с непонятными надписями. Куда он делся, никто не знает. Также после уничтожения Сечи вся рыба, которая водилась в Днепре и в близлежащих реках, пошла следом за казаками к Турции.

Следовательно, не золото и бриллианты, а переводы, которые остались в памяти народной и передавались из уст в уста, и являются тем казацким сокровищем. Сегодняшним украинцам его хранить и охранять от всевозможных обидчиков.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme