Как национальный герой США "отреставрировал" запорожцам казацкие корабли

Легендарный американский адмирал сражался вместе с запорожцами и был посвящен в казацкое братство, поэтому, чтя память своего героя, США выделили деньги на реставрацию старинных судов

Как национальный герой США "отреставриро…

На Хортице отреставрировали казацкие корабли за американский счет. Это могло бы никогда не произойти, или произойти очень нескоро, если бы не легендарный американский адмирал, национальный герой США Джон Пол Джонсон. Именно в память о нем и его братстве с запорожским казачеством бывший Посол США в Украине (2009-2013 г.г.) Джон Теффт, посетивший Хортицу в 2012 году, предложил сотрудникам Национального заповедника обратиться в благотворительный фонд Посольства за деньгами на реставрацию.

Джон Теффт был очень заинтересован историей казацкого судоходства, ведь один из национальных героев Америки, известный флотоводец Джон Пол Джонс, участвовал в Лиманской битве 1788 года вместе с запорожскими казаками, после чего его приняли в казацкий круг, вспоминает директор заповедника Максим Остапенко. Именно такие корабли, которые реставрировали сейчас на Хортице, и были в составе казацкой флотилии во время той битвы.

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 1

"Посол предложил принять участие в программе Посольства по изучению и сохранению культурного наследия. Таким образом, нам удалось привлечь средства благотворительного фонда Посольства, чтобы отреставрировать эти экспонаты. Процесс реставрации длился два года. Стоимость - около 69 тысяч долларов США", - говорит Остапенко.

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 2

Пополнение уникальной Хортицкой коллекции судов презентовали 10 октября. Одно из отреставрированных судов было поднято со дна Днепра, второе найдено затопленным на берегу Десны.

Первая достопримечательность – дубель-шлюпка. Казаки такие суда называли "дубами". Это были парусно-гребные суда длиной до 20 метров и шириной до 4 метров, построены более 260 лет назад. С середины XVIII и в XIX веках "дубы" с боевых лодок становятся типичными торговыми суднами для всей акватории Днепра, кое-где их строительство продолжалось до начала ХХ века. Отдельные фрагменты такого судна были подняты из Днепра возле Хортицы в 2008-2010 годах.

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 3

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 4

Сотрудники заповедника провели кропотливую работу по исследованию, консервации и реставрации кораблей. Во время работ использовался как мировой опыт, так и собственные новаторские наработки. Для реставрации дубель-шлюпки был создан пространственный каркас, который повторяет обводы судна. Таким образом удалось не только соединить между собой разрозненные фрагменты, но и визуализировать контуры корабля и повысить выразительность памятника, несмотря на потерю значительной части деталей.

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 5

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 6

Второй экспонат – байдак. Найден он в 2010 году после паводка на берегу Десны в Киевской области. Это грузовое судно, датируемое концом XIX века. Имеет простую плоскодонную конструкцию. Построен байдак из массивных сосновых досок толщиной 100-150 мм и длиной до 10 метров, скрепленных между собой дубовыми шпангоутами. Байдак как тип речного судна известен еще со времен запорожского казачества, а при его строительстве использованы традиционные технологии, известные еще со времен Киевской Руси, поэтому восстановленный экспонат, несмотря на его "молодость", также можно считать отголоском казацкой эпохи.

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 7

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 8

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 9

"Принимать работу" реставраторов на Хортицу прибыл вице-атташе по вопросам культуры Посольства США в Украине Мохамед Мотивала. Он признался, что впервые в Запорожье и весьма гордится тем, что имел возможность ступить на историческую землю, где формировался боевой дух запорожцев.

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 10

"Это мой первый визит в Запорожье. Знаменателен сам остров Хортица. Казаки были здесь, на Хортице. Они были свободные люди. Они были привлечены к созданию Первой Конституции на территории Европы. Это и является символом ранней украинской независимости. Сами эти суда они использовали, чтобы защищать свою Родину, бороться за свою Независимость", - подчеркнул дипломат.

Отдельно он отметил работу, проведенную хортицькими реставраторами. "Мне очень нравятся корабли. Однако, больше всего впечатляет группа энтузиастов, которая работает над этим проектом. Их преданность своему делу – это больше всего, что удивляет. В положительном смысле", - отметил Мотивала.

Руководил проектом заведующий отделом охраны памятников Национального заповедника “Хортица”, кандидат исторических наук Дмитрий Кобалия, а принимали участие в реставрации десятки сотрудников музея и энтузиастов.

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 10

На Хортице тем временем верят, что отреставрированные судна станут большим шагом к созданию музея судоходства. "Надеюсь, Запорожье увидит новый музей, где будут выставлены древние корабли, которые станут яркой иллюстрацией к теме развития судоходства в Украине, освоении акватории различных рек. В первую очередь, Днепра как основной артерии, что в течение веков, даже тысячелетий объединяла огромные территории, создавала современную украинскую нацию”, - говорит директор заповедника Хортица.

“Приймати роботу” реставраторів на Хортицю прибув віце-аташе з питань культури Посольства США в Україні Мохамед Мотівала - фото 11

Отметим, что сейчас в реставрационном ангаре на Хортице, кроме только что отреставрированных дубель-шлюпки и байдака, сохраняются судна XVII-XX столетий: бригантина, казацкая "чайка", долбленка, лодка-однодревка, дощаник. Такой коллекции нет ни в одном музее Европы.

Исследование подводного наследия в Запорожье – уникальный долгоиграющий проект, который не имеет аналогов ни в Украине, ни в пределах всего бывшего СССР. Причем работы были начаты еще в конце 1960-х годов под руководством профессора Георгия Шаповалова.

В 1999 году командой подводных археологов Национального заповедника "Хортица" впервые были проведены работы по исследованию, подъема и реставрации "казацкой лодки" 1730-х годов. В 2004 году исследование "бригантины русского манера" профинансировал российский певец Андрей Макаревич. В 2012 году из глубин Днепра подняли восьмиметровую лодку-однодеревку ІХ столетия.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme